Франсис Куркджян об афродизиаках и ароматах будущего

Знаменитый парфюмер Франсис Куркджян, создатель Maison Francis Kurkdjian, рассказал Анне Саакян о своей компании, парфюмерных тенденциях, диджитал-технологиях в ароматах и рецепте фирменного десерта.
Франсис Куркджян об афродизиаках и ароматах будущего
О ДНК Maison Francis Kurkdjian

Франсис Куркджян

Самое главное — профессионализм. Я парфюмер Дома, который носит мое имя. Сегодня не существует больше ни одного парфюмерного Дома, который носит имя парфюмера. Мои коллеги Жан-Клод Эллена или Оливье Польж работают в Hermes, Chanel, а я работаю у себя, и это уникальное явление.  Еще, пожалуй, важна современность, основанная на традициях, и независимость, моя свобода в создании ароматов.

О моде на гурманские ароматы

Ароматы, которые пахнут десертами, — символ нашей эпохи. Да, иногда мне хочется больше разнообразия, но именно гурманские ароматы отражают наше время. Я сам одним из первых в начале 2000-х выпустил очень сладкий, почти приторный аромат — это была Aqualina Pink Sugar.

Туалетная вода Pink Sugar, Aqualina

Мы все любим десерты, их воплощение в ароматах очень логично. В парфюмерии мода на определенные ароматы держится долго, иногда несколько десятков лет. Например, с 1910-х по 1940-е все ароматы были пудровые и очень похожие друг на друга, после Второй мировой войны они стали чувственные, шипровые, с анималистичными нотами. Потом наступила эпоха цветочных ароматов. А сейчас — гурманских. Во время Марии-Антуанетты в моде были амбровые ароматы. Предсказать развитие событий невозможно. Но поворот будет кардинальным.

О призвании

Свой первый известный аромат (La Male для Jean Paul Gaultier) я сделал, когда мне было двадцать пять. Но парфюмером я решил стать лет в тринадцать-пятнадцать. Я знаю, что многие долго себя ищут и сомневаются, но это не в моем характере. И я не вижу в этом ничего удивительного. Например, в мире балета тоже очень рано принимаются решения. Девочка поступает в балетную школу в 11-12 лет, и если в ней видят потенциал, она остается в профессии на всю жизнь.

Об источниках вдохновения

Франсис Куркджян

Для меня за каждым ароматом стоит эмоция, ощущение, они первичны. Только когда я осознаю, какую эмоцию хочу передать, я начинаю отбирать ингредиенты. Когда мы смотрим на картину или слушаем музыку, у нас возникает чувства. И когда мы наносим аромат, мы испытываем схожие ощущения. Моя профессия заключается в том, чтобы вызывать эмоции с помощью аромата.

О создании ароматов для собственного и других брендов

В процессе создания аромата разницы нет. Можно провести параллель с актером: работает он для голливудского фильма с огромным бюджетом или для малобюджетного арт-хаусного кино, он остается собой. Обычно бренды дают мне полный карт-бланш, так было, например, с ароматом для Baccarat. Но когда я создаю аромат для конкретного человека, мне нужно больше времени, чтобы его узнать.

О фирменном флаконе

Для ароматов, которые я делаю на заказ, я запатентовал флакон из зеленого стекла. Никакого маркетинга: он позволяет защищать содержимое от ультрафиолета, света и тепла.

Франсис Куркджян об афродизиаках и ароматах будущего
ГалереяCлайдов: 5
Смотреть галерею
О выборе ароматов

Я создаю ароматы, но я не отвечаю за ошибки в их использовании. Точно так же дизайнер придумывает силуэт, но не несет ответственности за то, как его одежда будет выглядеть на конкретном человеке. Кому-то она может не идти, и здесь очень важно наличие вкуса.

О культуре восприятия ароматов

Кадр из фильма "Парфюмер"

Восприятие ароматов — это то, что нас кардинально отличает друг от друга. Неважно, к культуре какой страны мы принадлежим, у каждого есть своя ольфакторная культура. Ни один человек не в состоянии носить аромат, который ему не нравится, неприятие аромата может вызвать приступ тошноты. Наша ольфакторная память подсказывает нам, что мы любим, а что нет. И мы не можем носить аромат, который выводит нас из зоны комфорта. Так, японцы и китайцы известны тем, что даже в путешествиях они ходят только в японские или китайские рестораны, они не знают западной кухни и предпочитают есть свое. В парфюмерии то же самое. Если вы не привыкли к мощным, ярко звучащим ароматам, вы не сможете носить удовые.  В парфюмерии все не так, как в моде: платье можно сменить на брюки, найти свою модель, чтобы быть в тренде. Мода не затрагивает глубинные чувства. Она визуальна. Если вам что-то не нравится, вы можете не смотреть, но вы не можете перестать дышать. И главная проблема парфюмерии сейчас состоит в том, что мы все время проводим параллель с модой и говорим о тенденциях.

О связи аромата и характера

Робкий по натуре человек предпочитает робкие ароматы. С помощью парфюмерии нельзя изменить сущность. Если женщина по натуре соблазнительница, она будет выбирать духи, которые подчеркнут это ее качество. Но если она не стремится соблазнять, она будет носить совсем другие ароматы.

Об афродизиаках

Кадр из фильма «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра»

Особых нот-афродизиаков не существует. Нет аромата для соблазнения. Но если в женщине есть стремление соблазнять, она подсознательно выберет аромат, который усилит ее страсть. И речь не идет о конкретных нотах, здесь все зависит от того, как их сочетать. Синий в живописи — это и небо, и море. С пачули мы можем делать все, что хотим — мужской и женский ароматы, свежий и анималистичный. В парфюмерии, как в музыке, семь нот, но с одними и теми же до-ре-ми можно сочинить и вальс, и рок-н-ролл.

О революции в парфюмерии

В 1980-х годах появились синтетические компоненты, они полностью изменили парфюмерию. Это была революция, которая продолжается до сих пор. Существует еще множество нот, которые можно воссоздать.

О диджитал-будущем

Мы пока еще не смогли трансформировать запах в электрический сигнал. Но однажды это произойдет. Вы сидите в кафе с чашкой шоколада, аромат через обонятельные рецепторы в носу превращается в электрический сигнал и передается в мозг. И сейчас уже ведутся разработки, которые позволяют ароматным сигналам поступать в мозг напрямую. Думаю, это случится еще при нашей жизни.

Об ароматах для себя

Я не ношу ароматов! Никаких! Это же моя работа. Да, когда я их создаю, то тестирую на себе. Но когда не работаю, пользуюсь тем, что могу их не носить.

Об ароматах Парижа

Обожаю, когда цветут липы в Пале Рояль. У меня есть любимый цветочный бутик моей подруги, где всегда свежий флердоранж. Ароматы фруктов на рынках. Запахи в булочных в любом городе Франции. В Париже все время хожу в Stohrer — эта булочная работале еще во времена Марии-Антуанетты. Она расположена в первом округе Парижа, где я живу, и я все время покупаю там хлеб.

Франсис Куркджян об афродизиаках и ароматах будущего
ГалереяCлайдов: 3
Смотреть галерею
О кухне

Я очень люблю готовить. Часто приглашаю друзей и стараюсь не повторяться. Люблю простые вещи. Один из моих любимых десертов — клафути.

Франсис Куркджян об афродизиаках и ароматах будущего
ГалереяCлайдов: 2
Смотреть галерею

Все очень просто: 6 яиц, по 200 граммов сахара (я смешиваю обычный сахар с тростниковым и ванилью) и муки, стакан молока и чуть-чуть коньяка. Все перемешиваете, натираете керамическую форму для клафути сливочным маслом и посыпаете мукой так, чтобы она заходила за бортики. Кладете в форму примерно 600 граммов вишни, сверху выливаете тесто. В заранее нагретой до 200 градусов духовке выпекаете 35 минут. И все готово.