Блоги

Блог парфюмерного эксперта: обывательское и профессиональное восприятие ароматов

Парфюмерный эксперт Любовь Берлянская рассказала нам, чем профессиональное восприятие ароматов отличается от обывательского.

реклама
AD
Существует два механизма восприятия запахов. Первый – обывательский. Запах описывается эмоциональными и вкусовыми эпитетами – сладкий, теплый, горький, кислый, вкусный, эротичный, женственный, мужской, изысканный. 
Второй подход – профессиональный – так называемое "открытие файлов" в вашем мозгу. Это основной механизм, которым пользуются парфюмеры и люди из парфюмерной индустрии. Любой, даже самый простой запах, например, лимон – состоит не только из лимона, а сочетает в себе ароматы лимонной цедры, кислоты и обобщенного цитруса. 
Если вы когда-то в жизни уже сталкивались с одним из этих ароматов, то сигнал, попадающий в мозг, заставляет его работать и открывает те самые файлы. Или, к примеру, вы нюхаете что-то смутно знакомое, и тут ваш коллега говорит – персик. И ваш мозг реагирует мгновенно, файл открывается, и вы отлично представляете себе этот самый персик.
 
Что будет, если вы понюхаете запах, с которым никогда раньше не сталкивались? В первую очередь вы попытаетесь его разложить на уже знакомые ингредиенты, понять, какой он – зеленый, цветочный или цитрусовый. Попытаетесь нарисовать ольфакторную карту запаха и расположить его в известных вам ольфакторных семействах. 

А бывает так, что, нюхая нечто незнакомое, ваш нос отказывается его воспринимать по принципу "что крестьянин не знает, то он не ест". Срабатывает защитная реакция.
 И, например, молекулы синтетических мускусов многие люди не чувствуют. Это не дефект, это всего лишь вариант нормы, который нам в очередной раз доказывает, насколько субъективным может быть восприятие гедонизма и стойкости парфюмерной композиции. 

Как правило, в профессиональной среде эти два механизма совмещены. Один не может существовать без другого.
 Но их нужно развивать и улучшать. В первом случае придумывать различные образные описания к уже знакомым запахам. Во втором – нюхать как можно больше нового и пытаться описать запахи "парфюмерно". Сравнивать их с тактильными ощущениями, с геометрией, с литературными или художественными произведениями, с цветом, размером, температурой. Чем больше описательных характеристик, тем лучше, и тем шире ваш кругозор.
реклама
AD