Есть в этой жизни ряд непреложных истин: вода мокрая, небо голубое, современная женщина постоянно находится в стрессе той или иной степени тяжести. Согласно данным Американской психологической ассоциации, 43 % женщин утверждают, что испытывают больше стресса, чем пять лет назад, а примерно 25 % описывают свое состояние как экстремально стрессовое. При этом самый высокий уровень тревоги — у женщин моложе 33 лет, на втором месте, с минимальным отрывом, женщины в возрасте 33–46 лет.
О причинах застрессованности молодых несложно догадаться. В 20–30 лет мы заняты и карьерой, и устройством личной жизни, и созданием финансового благополучия (или затыканием дыр в бюджете, кому как повезет). И то, и другое, и третье — сильнейшие источники тревоги. «Помимо прочего стресс напрямую связан со списком дел, который есть у каждой современной женщины, причем не только с его длиной, но и с самим фактом его существования», — говорит психиатр Нэнси Молитор.
Проблема, которая кроется за списками дел, — так называемый эффект пинг-понга. Исследование, проведенное в Корнельском университете, показало, что женщины чаще 20 раз за день переключаются с одной роли на другую (босс, жена, мать, подруга и т. д.) и меняют обстановку (офис, химчистка, магазин, детская площадка). Мужчины страдают такой многозадачностью вдвое реже. «Эти скачки многократно усиливают стресс», — объясняет автор исследования, социолог Бенжамин Корнвелл.
Скажем, вы выходите с совещания, звоните маме, а потом несетесь на встречу с клиентом. Каждое переключение наш организм воспринимает как сбой и реагирует выбросом гормонов стресса и другими метаболическими процессами. Причем эффект накапливается: чем больше переключений, тем тяжелее ваше состояние. Хорошо, что исправить ситуацию или, по крайней мере, облегчить себе жизнь довольно просто: достаточно научиться правильно организовывать свой день.
групповая переписка
Для многих женщин список дел — причина переживаний и чувства вины. Как составлять его правильно, чтобы избавить себя от лишнего стресса? Даем пошаговую инструкцию.1. Напишите
За утренним кофе составьте список дел, разделив его на три части.
Самое важное: ограничьтесь пятью главными задачами, на которых сфокусируетесь сегодня. Включите сюда как повседневные дела («купить туалетную бумагу»), так и шаги, которые ведут к достижению долгосрочных целей («обновить резюме»). Решение сложных задач, которые мы постоянно откладываем на потом, приносит самое большое удовлетворение — помните об этом, составляя список.
Дела на неделю: запишите все, что придет в голову, количество пунктов не ограниченно.
Неплохо бы сделать: это задачи, у которых нет дедлайна. Смысл списка в том, чтобы разгрузить мозг и не думать о покупке крючков для полотенец, просыпаясь посреди ночи.
2. Вычеркните
Теперь посмотрите на списки «Дела на неделю» и «Неплохо бы сделать» и выкиньте из них максимальное количество пунктов.
Избавьтесь от всего ненужного, вроде курсов, которые вам не нравятся, и от того, что можно перепоручить кому-то еще, даже если вы сами можете сделать это лучше и быстрее. Смысл — осознанно решить, какие дела действительно стоят вашего времени.
3. Сгруппируйте
Дела, которые требуют схожего настроя, выполняйте подряд. Понятно, что это не всегда возможно, но ваша цель — минимизировать количество переключений. Несколько советов в помощь:✔ Встречи вне офиса старайтесь проводить одну за другой, личные вопросы тоже решайте скопом, а не рассеивайте на весь день.
✔ Старайтесь единовременно работать над одним проектом, а не над семью. Это требует дисциплины, но сфокусированность в итоге помогает справляться с работой быстрее.
✔ Выделите время на чтение ленты в соцсетях и проверку почты, чтобы не отвлекаться без конца на письма и комментарии в течение дня.
✔ Оставляйте работу на работе. Если вы должны проверять почту вечером из дома, постарайтесь делать это в специально отведенное время.
4. Обновите список
✔ Если вы справились со всеми делами, перенесите в список на сегодня пункт из списка на неделю, но такой, с которым точно управитесь до конца дня.✔ Прокрастинация, которая затягивается надолго, усиливает тревогу. Поэтому, если есть задача, решение которой вы давно откладывали, самое время заняться именно ею.