Глория Свенсон"Сансет бульвар" (1950) входит в любые списки лучших фильмов человечества. Великий Билли Уайлдер, снявший его, долго искал актрису на главную роль. От нее отказались Мэри Пикфорд и Грета Гарбо: "Не хотим играть спятившую бабку!" Да, героиня, Норма Дезмонд – звезда старых фильмов, которая спряталась от мира в своем голливудском особняке, когда в кино пришел звук. И на эту роль согласилась Глория Свенсон, тоже звезда немого кино, снимавшаяся некогда с самим Чаплином. Свенсон не запиралась в особняке, но из кинематографа почти исчезла – так что сыграла она по сути себя. Как и некоторых других "немых" звезд, которые не сумели примириться со звуком. Трагедия Нормы Дезмонд в том, что она мечтает вернуться, но триумфально. А ее не зовут, ее забыли. Короче, в финале она совсем "ку-ку", да еще с криминальным исходом. Зато актрису Глорию Свенсон "Сансет бульвар" вытащил из забвения, она начала новую жизнь в кино, разбогатела и даже увлеклась йогой и вегетарианством.
Фанни АрданЕще одна трагедия, но вполне реальная. Героиня – Мария Каллас, потерявшая голос. Режиссер Франко Дзефирелли, поставивший все главные оперы мира, в "Каллас навсегда" (2002) взялся за выдуманный эпизод из жизни настоящей примы. Сумасбродную и несчастную певицу сыграла Фанни Ардан. Когда она бесится и проклинает продюсера (кстати, Джереми Айронса), вдруг испытывает прилив счастья: "Как мне этого не хватало!" Над лицом Ардан не стали мудрить и приделывать, скажем, знаменитый греческий нос Марии, но тем и хорош этот фильм. Сквозь печали и метания Каллас проступает просто тоска стареющей женщины. Пусть Каллас тут и выдуманная, но зато Ардан – настоящая, великолепная, завораживающая.
Вия АртманеВ советской экранизации "Театра" (1978) Артмане сыграла Джулию Ламберт – блистательную британскую актрису, придуманную Сомерсетом Моэмом. И как сыграла! Если вы смотрели другую экранизацию, "Быть Джулией" (2004), с Аннет Беннинг, и не видели эту, то забудьте Аннет и смотрите Вию. В советском кино актрисы умели жить крупным планом. Для девушек приятным бонусом будет еще и красавчик Ивар Калныньш, совсем молоденький, и музыка Раймонда Паулса.
Ванесса РедгрейвВ характере двух этих дам есть много общего, так что Редгрейв, экстравагантная политическая активистка, смотрится очень естественно в роли Айседоры Дункан, проповедницы свободного танца. Сюжет фильма "Айседора" (1968) сбивчивый, но у молодой Ванессы – изумительное тело и дивные рыжие волосы, так что достаточно любоваться на них. Тем более, что Ванесса много танцует и явно не хуже своей героини. Конечно, когда появляется Есенин – пьяный дурак в косоворотке и блонд-парике, – фильм становится похож на оперетку из русской жизни, разве что медведей забыли. Но Ванесса-Айседора по ходу дела изрекает немало бьюти-мудростей. Например: "Руки – последнее, что увядает у женщины".
Джуди ГарландЭкранизаций этого сюжета было три, и каждый назывался "Звезда родилась", но лучший все же 1954 года, с маленькой "колдуньей" Джуди Гарланд. Безвестная певица знакомится с буйным пьяницей, легендой Голливуда. Он делает ее кинозвездой, а сам скатывается к белой горячке и самоубийству. Хорош эпизод, когда голливудские гримеры превращают начинающую певицу в блондинку, исправляют "неправильный" нос, красят как куклу, а ее наставник с хохотом смывает все это: ты должна быть настоящей! По сути это трагический мюзикл о великой любви. Из номеров Джуди Гарланд можно "нарезать" отдельное шоу и хоть сейчас демонстрировать по Первому каналу – не устарело! Еще в фильме тщательно показаны церемонии "Оскара" золотой эпохи Голливуда, когда губы актрис были алыми до умопомрачения, и бриллианты им дарили, а не давали напрокат. Кстати, если кто забыл: Джуди Гарланд – мама Лайзы Миннелли.
Фото: кадры из фильмов