Братья Коэны — «двуглавый режиссер» и его порождения

Лучшие работы знаменитых американцев.
Братья Коэны — «двуглавый режиссер» и его порождения

Отметившие свои полувековые юбилеи братья Джоэл и Этан Коэны давно уже стали культовыми режиссерами Голливуда. Кем бы ни значились они в титрах (обычно Джоэл — режиссером, а Этан — продюсером), все их работы — совместное творчество, и часто они заменяют друг друга за камерой, потому и закрепилось за ними прозвище «двуглавый режиссер». Имеющие очень сходные взгляды на жизнь и на искусство, практически неразлучные, братья тем не менее имеют достаточно разный жизненный опыт и образование. Уроженцы Миннеаполиса, штат Миннесота, они закончили Simon’s Rock Early College, в котором учатся талантливые студенты, желающие начать обучение раньше обычного. Затем старший из братьев — Джоэл — 4 года студенчествовал на кинокурсе Нью-Йоркского университета, а младший — Этан — на философском факультете Принстонского университета. Снимать любительские фильмы и писать сценарии они начали с юности, а в 1984 году дебютировали с фильмом «Просто кровь», выдержанном в лучших традициях американского «черного» кино.

Кадр из фильма «Просто кровь»Положила начало славе их следующая лента — «Воспитание Аризоны» (1987), заслужившая высокие оценки и кинокритиков, и зрителей. Вся последующая история жизни братьев — история их успеха в кинематографе. И если вы хотите понять, что такое кино Коэнов-режиссеров, то стоит посмотреть следующее. «Бартон Финк» — сюрреалистическая комедия о драматурге-сценаристе, попавшем в Голливуд, в 1991 году принесла Коэнам Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, сам Джоэл Коэн был признан лучшим кинорежиссером. На фоне излюбленных 40-х разворачивается неспешная история успеха молодого Бартона Финка, пишущего о народе и для народа. Во всяком случае, так ему представляется его миссия. Но приняв приглашение известной кинокомпании, он теряет покой: все, что случается с ним дальше, скорее похоже на сон, но зритель так до конца фильма и не сможет понять, где границы реальности. Потрясающие актеры — Джон Туртурро (приз за лучшую мужскую роль в Каннах), Джон Гудман (номинация на Золотой глобус за лучшую мужскую роль второго плана), Джон Полито и Стив Бушеми, мастерская операторская работа (первый фильм, снятый не Барри Зонненфельдом, а Роджером Дикинсом), фантастическая режиссура, тонкие аллюзии, многослойность смыслов — типичный коэновский коктейль. Один из лучших их фильмов.

Кадр из фильма «Бартон Финк»«Фарго» (1996) — криминальная комедия, получившая двух Оскаров (за лучший оригинальный сценарий — Коэны, за лучшую женскую роль — жена Джоэла Фрэнсис Макдорманд, сыгравшая в фильме главную роль беременной полицейской). Кроме того, фильм удостоен премии BAFTA за достижения в режиссуре и приза за режиссуру Каннского кинофестиваля. Братьям, безусловно, лучше всего удаются триллеры — мрачные, ироничные, напряженные. Простой сюжет, сильно и тонко прорисованные характеры, юмор (скорее черный) и легко угадываемое пародирование классиков жанра. На месте, расчищенном тарантиновским «Криминальным чтивом», Коэны создали новый жанр, и в нем равных им нет. Остальное — легко узнаваемый «фирменный» стиль, из-за которого невозможно точно сказать, что за кино ты смотришь: криминальную драму в духе нуара, чёрную комедию абсурда, пародию или жестокую документалистику о человеческих пороках…

Кадр из фильма «Фарго»Эксцентрические комедии «Большой Лебовски» (1998, приз «Золотой медведь» берлинского кинофестиваля, с Джеффом Бриджесом, Джоном Гудманом и Стивом Бушеми) или «О, где же ты, брат?» (2000, две номинации на Оскар, главные роли — Джордж Клуни, Джон Туртурро и Тим Блейк Нельсон) — отличные примеры картин, продолжающих пародирование традиций криминального жанра. Нелепые герои и ситуации, заставляющие тем не менее задуматься о весьма серьезных вопросах, тонкий юмор, точный язык, потрясающие операторская работа и режиссура — картины были восторженно встречены зрителями и не утратили своей актуальности до сих пор.

Кадр из фильма «Большой Лебовски»

Кадр из фильма «О, где же ты, брат?»«Старикам здесь не место» (2007, в главных ролях — Томми Ли Джонс, Хавьер Бардем, Джош Бролин) — фильм из тех, в которых нет ни выраженной морали, ни определенного финала, это, скорее, размышление на тему перерождения зла в современном мире. Тот самый триллер, который так хорошо удается Коэнам. Четыре приза Киноакадемии: за лучший фильм, лучший сценарий, режиссуру и лучшую мужскую роль (Хавьер Бардем в роли убийцы Антона Чигура). Последний рассказывал, что когда пришел на собеседование с Коэнами, сразу сказал им: «Я плохо вожу машину, плохо говорю по-английски, ненавижу насилие». В ответ услышал: «Именно поэтому мы тебя и позвали». Получился пример первоклассной режиссуры, отменного сценария и потрясающей игры талантливых актеров.

Кадр из фильма «Старикам здесь не место»В 2010 году Коэны порадовали поклонников еще одной лентой, претендующей на главные кинонаграды сезона. Римейк вестерна «Настоящее мужество» 1969 года вышел в российский прокат под названием «Железная хватка». Еще один лик творчества братьев Коэнов: 14-летняя девочка Мэтти (Хейли Стайнфелд) желает отомстить за смерть своего отца и проявляет в этом деле совсем не свойственные своему возрасту хватку, настойчивость и смелость. Ее помощники — судебный пристав Рустер Когберн (Джефф Бриджес) и рейнджер ЛаБеф (Мэтт Деймон) — уступают ей в напористости и бесстрашии. Натуралистические картинки американской глубинки, цельные характеры и подсвечивающий происходящее юмор, как обычно, создают объемный мир, в котором все не так однозначно, как это диктует жанр. Начинаясь в духе вестерна Клинта Иствуда, главной темой которого должна стать кровная месть и стрельба с двух рук, фильм Коэнов ближе к середине расцветает неожиданными красками, превращаясь в гимн справедливости и дружбе, а в финале ставит черную точку, оказавшись печальным монологом главной героини. Смотреть рекомендуется всем, кто ждет от Коэнов неожиданностей.

Кадр из фильма «Железная хватка»