«Дива года» Рената Литвинова: интервью и фотосессия

Она — дива настоящая, а значит — красавица, талант, мистификатор, звезда, кокетка.
Рената Литвинова фото и интервью

*Шуба из меха соболя, «Екатерина»; платье из шелка и шифона, расшитое блестками и золотыми нитями, Marchesa; часы из стали и керамики, **Rado;*кольцо из металла и стекла, Bounkit.**С момента выхода вашего первого полнометражного фильма «Богиня» прошло 8 лет. Режиссер Литвинова тогда и сейчас — в чем разница?**Я в каком-то смысле явила концентрат себя. Если раньше могла позволить кому-то вторгнуться на свою территорию, позволить искажать, менять мой замысел, то сейчас — нет. В момент съемок фильма «Богиня. Как я полюбила» я пыталась снять несколько фильмов одновременно — и детектив, и триллер, переходящий в неистовую сказку. А со временем поняла, что мой жанр — это сказка с элементами комедии, сюрреализма и — что мне совершенно не близко — бытового кино. Именно поэтому «Последнюю сказку Риты» я начала снимать исключительно на свои деньги. Хотелось полной творческой свободы, неукрощенного безумия — да и кто бы меня с таким сюжетом запустил? Когда пару раз пересказывала кому-то будущую картину, видела такие, мягко говоря, тревожные лица... Хотя в итоге я сделала нечто очень светлое, потому что настаиваю: цель искусства — не опустошение зрителя. Зритель через катарсис должен приходить к просветлению. Хотя тема, согласитесь, подобного прочтения ну никак не предвещала.  **Да, но в вашем исполнении Таня Неубивко, она же Смерть, получилась крайне позитивная.**Поначалу я вообще не хотела появляться в своей картине. Но видите — судьба имеет свою траекторию. Когда еще училась во ВГИКе, решительно отметала карьеру артистки, а мне, скажу я вам, поступали очень заманчивые предложения. Но эта профессия сложная, там нужно терпеть, подчиняться, отдавать свое тело в аренду. Ждать. Очень много ждать! Но жизнь такая короткая, и я трудно смиряюсь с тем, что мне нужно ожидать и подчиняться каким-то там режиссерам. Если только это не гении, я уже склонна отказаться. И даже если очень хорошие режиссеры — я киплю. У меня проблема с актерской покорностью, а для этой профессии покорность необходима. Первая, кому я не смогла отказать, была Кира Муратова. Я ее всегда обожала. Пересмотрела все ее картины, которые шли на закрытых показах, — фильмы Муратовой были положены «на полку», ведь я еще из советской эпохи. **К вопросу о советскости: вам не кажется, что в то время быть шикарной женщиной было проще? Тогда мода четко диктовала, как причесываться, краситься, какого фасона должно быть платье; оставалось достать отрез шелка и пойти к хорошей портнихе — все. А сейчас столько дизайнеров, тенденций, из которых нужно что-то выбрать. **Не согласна. Наоборот, выглядеть шикарно гораздо проще сейчас. Другое дело, что столько людей с финансами претендуют на позицию «икона стиля», что само это понятие обесценилось и вызывает улыбку. Все фотографируют сами себя, все сами себя выкладывают в твиттер, выходит много изданий с такими публикациями — потому что женщины всегда любили разглядывать своих соперниц. Людей сейчас слишком много на планете, и все хотят подать себя как некую персону, ею не являясь. Получается, что твои отпечатки, фотографии становятся важнее прожитой тобой жизни. От тебя остаются только артефакты в виде изображений, а то, какой была жизнь, вроде как не важно, пробел, забыто! И в этом смысле, конечно, слишком много вокруг а-ля див. Я считаю, что дива — это Кейт Уинслет, которая получила «Оскара» и при этом ослепительная красавица. И Кейт Бланшетт — она тоже дива. Обе, кстати, работают, одна даже возглавляет театр. А женщина, которая тратит деньги мужа на наряды и стилиста, — не дива.

Расшитая стразами диадема из хлопка и шелка, шерстяной свитер, расшитый стразами и пластиковыми камнями, все a la Russe Anastasia Romantsova; замшевые туфли, Manolo Blahnik; часы из стали и керамики, Rado; кольцо из металла и стекла, Bounkit**Понятно: в 50-е годы ценились портнихи, в 2000-е — стилисты.**В советское время портнихи строчили с утра до вечера. Но неправильно думать, что все было одинаковым. Я сейчас изучаю старые советские платья — и там столько фантазии! Ручная работа, крой — все это уникально. Мы ведь с вами говорим об актрисах, звездах — о женщинах, которые занимались своим образом серьезно. А не просто о врачах с минимальным достатком — отрезы ведь стоили дорого, пошить стоило дорого. У моей бабушки хранились отрезы, и раз в два месяца она мучила мою маму, чтобы та сшила ей платье. Там были такие скандалы! А у моей бабули — каюсь, выдам тайну — не было талии. И она все время устраивала моей маме страшные сцены, что та ей «опять не сделала силуэтность»! Я помню жаркие страсти у зеркала: моя пытливая бабушка и рядом — мама, мечется своим тонким тельцем. Крики: «Это невозможно!» Разбитая тарелка. Разгневанная и обиженная бабушка уезжает. Но спустя время она появляется где-нибудь на улице, среди соседок. И все падают от восхищения. **Уже с пояском, наверное?**Нет. Этот поясок можно было разместить в каком угодно месте, потому что там был четкий прямоугольник. Но тогда худые считались больными. **Расскажите о костюмах из «Последней сказки Риты». Они...**На них было брошено много фантазии и бюджета, это было частью цветового решения фильма в целом — много жарких огненных цветов на фоне ледяной зимы и темы умирания. В соавторстве с Катей Сычевой было много пошито и подобрано; особенный шедевр, на мой взгляд, — кожаное платье с воронами: реальный кутюр, где каждое перо было выстругано, обтянуто кожей и нашито на платье, — огромный труд. Но все затраты себя оправдали! Некоторые люди занимаются благотворительностью в медицинской области, а я — в области искусства, потому что оно находится в таком же плачевном состоянии. **Какое платье в фильме — ваше любимое?**Черное с воронами и то, что из каракульчи с крысами, но его пришлось вырезать при монтаже. Представляете, на платье были маленькие крысики — такие симпатичные, с хвостиками, с глазками. Я его надела на московскую премьеру нашего фильма, конечно, снова вызвав дикую реакцию. А платье это — как арт-объект, предмет искусства! **Ваше появление в 2011 году в накидке от Maison Martin Margiela на премии журнала GQ чуть не затмило саму церемонию. Комментарии в интернете звучали примерно так: отечественная Леди Гага в жакете из человеческих волос. Было обидно?**А когда я в Каннах надела колье Chanel, то потом прочитала: «Позор, стразы Swarovski надеты на красную дорожку!» Эти дикие люди, которые пишут о моде, не отличают «Шанель» от стразов! А та накидка Мартина Маржела была в единственном экземпляре, ее достали с экспозиции и дали мне на вечер буквально с выставки!..

Расшитое пайетками платье из шерсти с хлопком, Chanel; туфли из шелка со вставкой из металла, меха и стразов, Louis Vuitton; часы из стали и керамики, Rado; кольцо из металла и стекла, Bounkit**И после церемонии вы с удивлением узнали, что ее не поняли.**Да нет, я в общем-то ожидала этого от жителей планеты. **Вы их так называете?**Когда необразованные, то бывает.  Если они умудряются раздавать критику, смешно на нее реагировать. Люди, которые... Хорошо, допустим, они не знают конкретно эту вещь. Но у них нет даже вкуса различить фейк и что-то действительно талантливое, креативное, настоящее.  **Похоже, вас это не сильно расстраивает. Это со временем броня появилась?**Опыт встреч с якобы знатоками и гонителями. Ведь эти высказывания, анонимные и оскорбительные, несутся через интернет. И пару раз я видела потом этих анонимов, и с тех пор я не реагирую на них. Анонимность, конечно, убежище слабых и злых. Но что об этом разговаривать.  Отлично, теперь у меня есть повод назвать это интервью в честь песни Земфиры из «Сказки» — «Не надо со мной разговаривать, слушайте...»«...вы обязательно что-то разрушите». Да, без Земфиры фильм утратил бы свои лучшие сцены; например, эпизод с пляской и соло Смерти в кафе «Запределье». Земфира абсолютный гений на нашей местности. Одно ее присутствие привносит в русскую музыкальную жизнь смысл, выводит за рамки провинциальности. Быть знакомым с ней — как быть знакомым с кем-то из бессмертных. «Боже, почему я лучше всех» — вот так она может про себя сказать. Слишком умная, слишком талантливая, слишком перфекционист. Ей, кажется, страшно тяжело. Рядом с ней я иногда теряюсь. **Неужели?**Действительно, неужели.

Фото: Данил Головкин. Cтиль: Маша Федорова. Макияж: Ольга Чарандаева/The Agent. Прическа: Александр Суконщиков. Ассистент фотографа: Денис Авраменко. Ассистент стилиста: Таня Стычинская. Продюсер: Нина Лобыкина. Ассистент продюсера: Ирина Симонова. логотип размещен на правах рекламы.Ссылки по теме-Женщина года Glamour 2012: победители и шоуЖенщина года Glamour 2012: красная дорожка - Женщина года Glamour 2012: девичникЖенщина года Glamour 2012