Герой номер один: главные женщины Данилы Козловского

В преддверии выхода фильма «Статус: Cвободен» Данила Козловский рассказал Алексею Белякову о женщинах, которые сыграли главные роли – в этом фильме и в его жизни.
Герой номер один главные женщины Данилы Козловского

Портрет Данилы Козловского для журнала GQ, 2015

Десять лет назад мы стояли с Данилой Козловским посреди Столешникова переулка и горланили песни. До этого культурно посидели в кафе, настроение было прекрасное у обоих, но у Дани – особенно. Предстоял выход на экраны фильма «Гарпастум» Алексея Германа-младшего, где у двадцатилетнего Козловского – почти главная роль. Мечта студента. А Даня в тот момент учился в театральной академии. Короче, мы пели что-то вроде «Ямщик, не гони лошадей», прохожие нас сторонились. Да, десять лет назад с Козловским можно было безболезненно стоять посреди Москвы, никто еще не знал этого парня в лицо. А потом ямщик понес так, что ветер в ушах, титры замелькали, шайбу, шайбу! И вот Данила – уже «легенда номер один». Самый востребованный актер страны, мечта всех девчонок. Они даже повизгивали: «Ой, Данечка во втором «Духless» раздевается, он такой секси!» Ну продвинутые-то девчонки знали, что Даня раздевался и гораздо раньше, но для избранных зрителей, в спектакле «Король Лир» Малого драматического театра. Да, Козловский красив чертовски. Более того, он возвращает нас в эпоху настоящих мужчин, когда в кино царили парни вроде молодых Пола Ньюмана и Василия Ланового. Не ломкие, невротичные, истеричные, а реальные герои. Истосковались по таким. Но Козловский еще и актер превосходный, завораживающий актер. Если не видели его Лопахина – идите в МДТ и смотрите. От одного его взгляда гнется весь вишневый сад. Немудрено, что именно Козловского среди сотен других актеров по всему миру выбрали для фильма Chanel в поддержку аромата Coco Mademoiselle. Посмотрит в сторону Киры Найтли – ух! ...Мы встречались с Данилой нечасто, он на съемках или репетициях, поэтому мог наблюдать за ним дискретно, вспышками. Тем острее отмечал его эволюцию. Сперва – чуть застенчивый, но уже с уверенной такой усмешкой. Потом – помнится, дело было в кафе на «Мосфильме», во время съемок «Духless» – Даня протянул даме за прилавком купюру и произнес царственно: «Кофе и бутерброд. Ну и всем шампанского!» Буфетчица, уставшая от звезд, даже не улыбнулась. Данила вдруг резко стал «простым» парнем: «Да просто кофе, а?» Скажу по секрету: вдвоем болтаем мы так же, как и десять лет назад, про девчонок, про чепуху всякую, ну о чем там мужики говорят? И если он не берет трубку – значит, занят. Но обязательно перезванивает. А я уже обязан спрашивать его о том, что интересно всем. Данила не против, о новой работе он всегда с радостью. Тем более что в «Статусе» сыграл по сути две роли: главного героя и одного из продюсеров. Как вообще все это случилось? «Режиссер Паша Руминов рассказал мне историю, и я сразу увидел в этом кино. Сразу! И в этот же день сказал Паше, что надо это делать. Откуда надо начинать, я не знал. Но понимал, что в ближайший год не успокоюсь. И то, что случилось потом, я называю маленьким чудом. За год мы написали сценарий и сняли кино». Ну а дальше уже только прямая речь Данилы. О двух особо дорогих ему актрисах и маме, Надежде Николаевне. Тем более что мама сыграла в новом фильме. Роль небольшую, но важную – мамы главного героя.


1990, Надежда Николаевна и три ее сына: Егор, Иван, Данила. Как шутит мама, «Даня в детстве был мальчиком крупным, не промахнешься»

  • МАМА

«Спешу напомнить, что моя мама – актриса по образованию, окончила Щукинское училище, работала в «Москонцерте» и Вахтанговском театре. Но когда родился мой старший брат, а потом еще и младший, она посвятила себя семье. Мое самое яркое детское воспоминание о маме: она в зеленом платье, длинные волосы убраны назад, и она легко поправляет их рукой. Не знаю, может быть, она собиралась в гости или был чей-то день рождения, но вот этот образ хранится у меня отдельным файлом. Я даже помню запах ее духов. Названия не знаю – в детстве меня это не интересовало, как вы понимаете, – и, честно говоря, сейчас не хочу выяснять, пусть останется детской тайной. Но если бы вдруг я услышал этот запах – сразу бы его узнал. Когда я предложил ей сыграть в нашем фильме, мама легко согласилась. Оказаться с мамой на площадке было несколько необычно. Я наблюдал, как ей делают грим, как она общается с режиссером, сам старался не вмешиваться. Но когда мы вышли на площадку, старались быть просто профессиональными актерами. Каждый раз, когда я смотрел нашу сцену потом в монтаже и на экране, поражался, как точно и узнаваемо мама со мной говорит в кино. Полное ощущение, что просто зафиксировали реальный эпизод из жизни.

На дне рождения мамы. Данила с именинницей.

...Но думаю, для нее самым важным, что касается моей профессии, навсегда останется мой первый спектакль, «Король Лир». Мне было 20 лет, и я выходил на сцену с большими артистами Малого драматического театра. Я просто физически ощущал, как она боится за меня. Вообще большая ошибка думать, что актеры не различают зрителей, что для них в зале лишь масса с аплодисментами. Со сцены я вижу, как кто-то в восьмом ряду смотрит в телефон и проверяет фейсбук (театр же лучшее место для этого!), я вижу каждого. И тогда, на «Короле Лире», я ощущал, как мама хочет буквально выскочить на сцену, когда кто-то из героев спектакля в очередной раз избивал бедного Тома, моего персонажа. Когда после спектакля я спросил ее: «Ну как?», мама засмеялась: «Хотела выскочить на сцену, сына защищать!» Но в тот же вечер она призналась, что для первого раза все прошло неплохо.


Лиза Боярская и Данила Козловский на экзамене по танцам в театральной академии. Данила с Лизой «протанцевали» вместе все годы учебы. Самая эффектная пара курса

  • ЛИЗА

В фильме мы играем влюбленных, которые в самом начале истории расстаются. Еще когда писался сценарий, встал вопрос: кто будет в главной женской роли? Я дал сценарий Лизе. Она прочитала. «Понимаю, почему ты дал его мне!» И пояснила: все переживания, все чувства главных героев могут сыграть только актеры, которые очень хорошо знают друг друга. Только близкие друзья. Чтобы на экране возникла определенная химия, в которую веришь. И Лиза, конечно, права.

Елизавета Боярская и Данила Козловский в фильме «Статус: Свободен»

А предыстория такова. 2002 год. Я поступаю на курс ко Льву Абрамо­вичу Додину, в театральную академию на Моховой. Волнуюсь, захожу в курил­ку, там толпа, но я сразу обращаю вни­мание на очень красивую девушку. Нет, Лиза не курила, просто сидела и болтала с другими абитуриентами. Мы с ней разговорились. Лиза вдруг достала свою косметичку, стала в ней копаться, шутить про содержимое девичьих косметичек, я тоже пошутил, хотя не очень представлял содержимое и как на эту тему шутить. Короче, так мы и подружились. А потом на очередном туре надо было показывать танец. Я приготовил какой-то морской, который помнил еще со времен Кадетского корпуса. А Лев Абрамович вдруг спрашивает: «А вы знаете такой танец – менуэт?» Я переспросил: «Эммануэль?» «Нет! Менуэт. Знаете?» – «А! Конечно, знаю!» – соврал я. И Додин предложил тут же найти пару и станцевать менуэт. Я повернулся к Лизе. Она сразу догадалась, что я не знаю никакого менуэта, и шепнула: «Повторяй за мной!» И это было удивительное благородство с ее стороны. Обычно девушки на экзаменах используют все возможности блеснуть самим, но тут Лиза была занята лишь тем, чтобы не дать мне облажаться, говоря по-простому. И в академии все пять лет учебы мы были основными партнерами друг друга. И на сценической речи, и на актерском мастерстве, и на танцах, разумеется.

Лиза догадалась, что никакого менуэта я не знаю, и шепнула: «Повторяй за мной!»

В дипломном спектакле «Жизнь и судьба» по Гроссману мы сыграли двух героев, между которыми происходит трагическая и невозможная любовь. Потом этот спектакль вошел в репертуар Малого драматического театра и идет до сих пор. Затем был «Вишневый сад», «Коварство и любовь». Лиза – совершенно чудесный партнер. Для того чтобы нам сговориться и что-то попробовать, достаточно перекинуться парой слов. Поверьте, таких единицы. Лиза всегда одевалась очень изящно и неброско в самом дорогом смысле этого слова. Безусловно, ей важно, как она выглядит – она молодая и очень красивая женщина, – но она не сходит с ума по вещам и косметике. Никогда не будет гоняться за последними коллекциями, это совсем не ее стиль. Конечно, мы все знали, кто ее родители. Но она сама никогда об этом не говорила и была среди нас обычной девчонкой-студенткой. Хотя нет, ­не совсем обычной: Лиза была самой дисциплинированной и работоспособной на курсе и, на мой взгляд, одной из самых талантливых, кто учился у Додина. Первую роль на сцене, Корделию в «Короле Лире», она сыграла на третьем курсе. Сейчас в фильме Карена Шахназарова она играет Анну Каренину, а в Малом драматическом театре мы снова вместе, работаем над «Гамлетом». Скажу по секрету: Лиза репетирует Офелию.


Сцена из спектакля Малого драматического театра «Вишневый сад». Козловский в роли Лопахина, Ксения Раппопорт – Раневская.

  • КСЕНИЯ

С Ксенией Раппопорт я познакомился, будучи студентом, на репетиции «Короля Лира». До этого, конечно, я видел ее в «Чайке» и «Дяде Ване», и само имя Ксении Раппопорт вызывало у меня особое отношение. Когда Додин ставил «Короля Лира», мы, студенты, приходили всем курсом в зал и смотрели, учились. И вдруг во время одной репетиции Лев Абрамович поворачивается к нам и говорит: «Так, а завтра Эдмунда попробует Козловский». Я опешил. Студент, большая сцена, «Король Лир» и такие партнеры, среди которых Ксения Раппопорт. Ко мне подошел Валерий Николаевич Галендеев, наш учитель и педагог по сценической речи: «Ну спокойной тебе ночи, Даня!» Но, видимо, именно от страха и зажима первая проба оказалась не такой плохой, какой, по идее, должна была быть. И я очень хорошо помню нашу общую сцену и как мы ее сыграли. Тогда казалось, что это было хорошо. ...Конечно, я следил за тем, что происходит в Италии, где Ксения стала настоящей звездой. Ксюшу приняли там как абсолютно свою. Ко многим известным итальянским актрисам нет такого отношения. В 2007 году она получила премию «Давид ди Донателло» итальянской киноакадемии. До этого ее получали Анна Маньяни, Джульетта Мазина, София Лорен, так что Ксения оказалась в неплохой компании. Кубок Вольпи, приз Венецианского фестиваля и много других наград. Огромную часть своего времени Ксюша посвящает фонду «Б.Э.Л.А.», который помогает детям с редким заболеванием кожи, их называют «бабочки». И делает это с невероятной энергией, преданностью и страстью. Более скромного человека я просто не знаю. Сколько раз я видел, когда к ней бросались за автографом и как она каждый раз смущается. При всем масштабе ее таланта и личности. При всех ее званиях и наградах. Она относится ко всему этому с огромной иронией и замечательным чувством юмора. И я говорю это, не подчиняясь закону жанра – петь оды, я говорю это совершенно искренне.

Фото: Антон Земляной, Виктор Васильев/"Интерпресс"/Тасс, Личный архив