Она успешная бизнес-вумен и яркий политик — в прошлом, писатель и общественный деятель — в настоящем. Насущные вопросы о пошатнувшейся экономике мы задали кандидату экономических наук и одной из умнейших женщин страны Ирине Хакамаде.
Снижение цен на нефть — единственная причина нынешнего кризиса?Нет. За последние двадцать лет в российской экономике накопились внутренние проблемы. В каком случае они взрывают ситуацию? Когда их усугубляют внешние факторы. Рецессия в Европе и снижение темпов роста производства в Китае привели к падению спроса на нефть, плюс проблемы с Украиной и санкции – все сложилось в «идеальный шторм».
** ** ****А какие внутренние проблемы вы имеете в виду? **** **Представьте нашу экономику в виде корпорации: она мало что производит, экспортирует практически только сырье. Если пригласить антикризисного менеджера, в первую очередь он будет смотреть, как управляется компания: кто принимает решения, почему корпорация не реагирует на требования рынка и не усиливает конкурентность продукции. На мой взгляд, главная проблема — неэффективность управления страной. ** И вторая проблема: наша экономика определяется состоянием десятка крупных сырьевых компаний, которые обеспечивают около 60 % бюджета. Если они набрали долгов и идут вниз, то во всей экономике проблемы. А малый бизнес, который должен быть «подушкой безопасности», не развивается.Какие возможности для малого бизнеса открывает кризис?Девальвация рубля и налоговые каникулы (нулевая налоговая ставка на два года для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных после 29 декабря 2014 г. — Прим. ред.) — выгодные условия, чтобы начать свое дело. Но у старт-апа должны быть минимальные затраты. Во время депрессии и непредсказуемости первое правило бизнеса — экономия на основных фондах. Был у тебя дорогой офис — переезжай в более дешевый. Был парк машин – все продавай и бери на аутсорсинге по необходимости. Надо усиливать оборот и сохранять низкие цены, чтобы привлечь больше клиентов. Готовы люди тратить деньги на продукты и услуги? Да, они привыкли к определенному качеству. Если обеспечить им это качество за приемлемые деньги, то прибыль можно удержать за счет увеличения оборота. Но на сотрудниках экономить нельзя — наоборот, необходимо привлекать самые креативные мозги.
Если говорить о сферах бизнеса — для кого сейчас раздолье?Для тех, кто занимается продуктами питания. Чем дешевле, тем охотнее люди станут покупать. Человек всегда будет есть, всегда будет лечиться, пользоваться услугами — стричься, делать маникюр.
Цены растут тем не менее иногда вдвое.Бизнес не знает справедливости. Если потребитель лох и в панике скупает все подряд, почему бы этим не воспользоваться? Есть только один способ снизить цены — усилить конкуренцию. Когда продавец знает, что его пошлют на фиг с новым ценником, а на улице миллион других, торгующих тем же самым, тогда будут низкие цены. Но есть и позитив в нынешней ситуации. Рядом с моим домом, например, открылся фермерский магазин LavkaLavka. На Гоголевском бульваре — магазин «Морошка». Я балдею! В «Лавке» есть фермерская колбаса, пельмени с треской, с капустой. В «Морошке» — омуль, нельма, в общем, драгоценная северная рыба. Это благодаря запрету на импорт?В «Морошке» мне прямо сказали: «Раньше мы вообще не могли эти продукты привезти, а теперь всем открыли шлюзы». Нам полезен такой урок. Может, впервые власть поймет, что нужно заниматься производством собственного товара, менять систему управления.
Что посоветуете тем, кто хочет создать свой бизнес, но не знает, с чего начать, или боится?Первое: нужно найти маркетинговую идею, которая продается. Второе: свести к минимуму стартовую себестоимость, не нанимать сразу целый штат — пусть один человек выполняет десять функций. То есть не разводить понты: тут у меня бухгалтер, президент, вице-президент, тут красивый стол... И третье: двигаться маленькими шагами. И чем выше риск, тем шаг должен быть меньше. Так начать легче. Например, у меня нет денег, но я сделаю первый шаг — посчитаю, много ли мне их надо. Часто говорят: «Мне нужен миллион». Какой миллион? На что? Посчитали: оказалось, можно осилить. Но одному страшно, лучше с партнером. Вот и ищи партнера. А люди сидят, мечтают, но ничего не делают. Потому что хотят все и сразу. Мы не технологичная нация, мы нация настроения. То у нас мечта, то у нас страх. То истерика, то бурная радость. Нужно потехнологичнее и поспокойнее. И все получится.