Glamourama

История Каннского кинофестиваля

Приоткрываем завесу тайн элитного кинофестиваля.

реклама
AD

ЛАУРЕАТЫ


Как ни странно это звучит, но в судьбе фестиваля серьезную роль сыграли фашисты. Дело в том, что изначально Канны задумывались как альтернатива Венецианскому конкурсу. Венеция в то время находилась под диктатурой Муссолини, который довольно сильно вмешивался в работу жюри, навязывая свои вкусы. Подобная практика, конечно же, ни в коей мере не могла устроить кинематографическое сообщество, поэтому было решено организовать новый кинофестиваль на территории либеральной Франции. Ирония судьбы заключалась также в том, что открытие нового фестиваля намечалось на сентябрь 1939 г. А мы помним, что на это же время у Гитлера было запланировано совсем другое мероприятие. Немецкие танки вторглись в Польшу, началась мировая война. О фестивалях пришлось забыть на долгие шесть лет. Так что первые звезды на набережной Круазетт появились только в 1946 году. Впрочем, по прошествии 60 с лишним лет, в 2002 году, организаторы фестиваля решили исправить историческую несправедливость и провести-таки конкурс, который намечался на 1939 год. Всего в конкурсе участвовало 7 работ среди которых оскароносный «Волшебник страны Оз» и советская картина «Ленин в 1918 году» Михаила Ромма. Победителем в конечном итоге стал эпический вестерн «Юнион Пасифик».

НАГРАДА


История основной награды фестиваля довольно запутанна. Поначалу главный приз назывался просто «Гран-при». С 1955 года стали присуждать «Золотую пальмовую ветвь». Это символ города Канн, изображенный на его гербе. В 1964 году опять вернулись к прежней системе, и лишь в 1975-м «Золотая пальмовая ветвь» оконачательно стала главной наградой фестиваля.

Дизайн самого приза также неоднократно менялся. Свой окончательный вид он приобрел лишь в 1997 году, к полувековому юбилею.


ЛАУРЕАТЫ


Канны — фестиваль европейский, в значительной степени элитарный, поэтому имена большинства обладателей «Золотой пальмовой ветви», как правило, мало что говорят массовому зрителю. Однако, случалось, что победителем становились и довольно известные картины. Это в большинстве своем оскаровские «отверженцы». Так, например, в 1960 «Золотую пальмовую ветвь» получила «Сладкая жизнь» Феллини, в 1964 году — «Шербургские зонтики», в 1966-м — «Мужчина и женщина» Клода Лелюша, в 1979-м — «Апокалипсис сегодня», в 1994 году — всенародный любимец «Криминальное чтиво», в 1998-м «Танцующая в темноте». В 2002 году был отмечен «Пианист» с ослепительно сыгравшим Эдрианом Броуди.


В отличие от «Оскара», где среди режиссеров есть даже четырехкратные лауреаты, получить «Золотую пальмовую ветвь» за режиссуру не так просто. Три раза награда не давалась никому. Даже двукратных победителей всего шесть. Среди них Фрэнсис Форд Коппола, Эмир Кустурица и недавний оскаровский триумфатор Михаэль Ханеке. Женщине награда присуждалась вообще один раз — в 1993 году лауреатом стала новозеландка Джейн Кэмпион за фильм «Пианино». 2017-ый тоже стал историческим: София Коппола (Sofia Coppola) произвела настоящей фурор со своей картиной «Роковое искушение» (The Beguiled) и была удостоена «Золотой пальмовой ветви» за лучшую режиссуру.

НАШИ


Среди номинантов Каннского фестиваля последних лет немало российских фильмов. Среди них «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994 г.), «Хрусталев, машину!» Алексея Германа-старшего (1998 г.) «Молох» и «Телец» Александра Сокурова (1999, 2001 гг.), «Свадьба» Павла Лунгина.

До недавнего времени из отечественного кино высшей награды удостаивались лишь два, еще советских фильма, и было это очень давно. 1946 году Гран-при получил «Великий перелом» Фридриха Эрмлера, а в 1958 году «Золотую пальмовую ветвь» получила картина «Летят журавли».

Однако в последние годы российские фильмы все чаще попадают в список номинантов и становятся победителями. Так, в 2014-ом году Андрей Звягинцев удостоился награды за лучший сценарий к фильму «Левиафан», а в 2017-ом году забрал приз жюри за нашумевшую картину «Нелюбовь». В 2016 году фильм Кирилла Серебренникова «Ученик» завоевал награду «Особый взгляд», на следующий год аналогичный приз получила картина Кантемира Балагова «Теснота».

ЖЮРИ


Жюри кинофестиваля работает в строжайшем секрете. При обсуждении фильмов членов жюри просят сдавать телефоны, а иногда вообще вывозят на ближайшие острова, чтобы изолировать судей от всякого внешнего влияния.

Председателями жюри бывают крупнейшие авторитеты в мире кино. Только за последнее время ими становились такие зубры как Роберт де Ниро (2011 г.), Тим Бёртон (2010 г.), Шон Пенн (2008 г.), Эмир Кустурица (2005 г.), Квентин Тарантино (2004 г.), Дэвид Линч (2002 г.) и Люк Бессон (2000 г.), Изабель Юппер (2011), Стивен Спилберг (2013), Педро Альмодовар (2014). В этом году президентом жюри назначена Кейт Бланшетт.
реклама
AD