«Мы живем в эпоху деликатности, эра лейбломании ушла в прошлое»: интервью с Игорем Чапуриным

Накануне показа коллекции prêt-à-porter сезона осень–зима 2015/2016 Игорь Чапурин рассказал о новой коллекции, тенденциях на подиуме и в стритстайле и значении социальных медиа для модных брендов.
«Мы живем в эпоху деликатности эра лейбломании ушла в прошлое» интервью с Игорем Чапуриным

Карьера **Игоря Чапурина **началась в 1992 году с победы в конкурсе молодых дизайнеров Nina Ricci. В 1998-м он создал бренд Chapurin, а в 2005-м исполнилась его мечта: он стал первым дизайнером, которому Большой театр доверил создание сценических костюмов для балетной трупы. Сейчас Игорь Чапурин выпускает по две коллекции prêt-à-porter и Haute Couture в год, линию аксессуаров, ювелирных украшений и мебели и продолжает сотрудничать с Большим и другими театрами.

**Как изменились представления о моде в России и требования к российским дизайнерам с 90-х годов, когда вы начинали? **За эти годы понятие «мода» стало более обыденным, утилитарным. Можно по-разному к этому относиться, но это факт. В 90-е Россия наблюдала со стороны, чем живет мировая модная индустрия, сегодня мы — часть всего этого. В 90-е для того чтобы быть модным, достаточно было одеваться в бренды must have, и чем более явно вещь говорила о своем создателе — тем лучше.

Мы живем в эпоху деликатности, эра лейбломании ушла в прошлое.

В 90-е годы мы испытывали страсть к новым формам, ярким цветам, аксессуарам. Девушки одевались вычурно, странно, подчас чрезмерно украшали себя. Сегодня индивидуальность и хороший вкус ценятся выше, чем способность следовать трендам. Что же касается восприятия русских дизайнеров, то спустя десятилетия наконец-то носить русское стало не только не зазорным, но даже актуальным. Мы наблюдаем расцвет многих русских марок.  **С какими проблемами вы сталкиваетесь в России? И в чем основное преимущество работы здесь? **Главная проблема российского рынка — нестабильность и отсутствие четких правил игры. В нашей стране рано говорить о модной индустрии. Есть рынок товаров класса люкс, но до индустрии еще далеко. Не хватает fashion-образования, а значит и специалистов, нет четкой политики поддержки молодых дизайнеров, не хватает информации о новом, свежем, что есть в дизайне, наконец, нет единой площадки для демонстрации коллекций.  В то же время российский рынок очень емкий, далек от насыщения и хорошо откликается на новые бренды, в том числе российские. Наша одежда теперь доступна не только в крупных городах, но и в Ярославле, Туле, Махачкале и многих других. Наконец, у нас в силу географии активно развивается интернет-торговля, и мы тоже открыли онлайн-бутик.  **В каком направлении будет развиваться модная индустрия в России? **Прогнозы — дело неблагодарное, особенно в России. Но я думаю, что у нас возможны два пути. С одной стороны, будет расти число брендов среднего ценового сегмента, если экономика позволит создать средний класс. С другой — продолжат развиваться люксовые бренды, которые во главу угла будут ставить качество и узнаваемость стиля. В целом от русских марок, как мне кажется, ждут качества, индивидуальности и некой самобытности, которая не должна скатываться в откровенный фольклор.  **Повлиял ли кризис и санкции на процесс производства коллекций? **Я бы слукавил, если бы сказал нет. Даже изменение валютного курса отразились на нас, так как ткани мы привозим из-за рубежа. Мы регулярно отсматриваем образцы российских тканей, но, увы, качество оставляет желать лучшего. Санкции и общий политический фон на восприятии нашего бренда на Западе никак не сказались. Наши партнеры настроены в целом оптимистично. И я тоже. Я начинал в 1998 году, в период жесточайшего кризиса. Но это даже помогло. Кризис очистил рынок, и после падения был неизбежный рост. Сейчас кризис иного типа, возможно, будет сложнее, но делать выводы пока рано.  **Что делает дизайнера успешным? **Дизайнер сегодня должен сочетать в себе массу ипостасей: творческая личность, пиарщик, бизнесмен, публичная персона. Для кратковременного успеха иногда хватает удачной идеи. А вот как марка будет развиваться дальше, зависит от огромного количества факторов: команды, PR-стратегии, производственного цикла. Модный рынок в нашей стране довольно жесткий, выживают здесь в основном фанаты своего дела, поэтому я с огромным уважением отношусь к своим коллегам.  **Большие бренды активно используют блогеров и инстаграм, чтобы продавать одежду. Как вы к этому относитесь? Как именно вы используете социальные сети? **Это примета времени, и мы активно этим пользуемся. Я веду свой личный инстаграм, есть официальный инстаграм компании и инстаграм нашего флагманского бутика. Но мы не стремимся к тому, чтобы каждый наш пост в соцсетях был нацелен на продажу. С блогерами мы дружим и открыты для самых разных предложений.  **Еще один успешный инструмент — коллаборации... **У нас было множество коллабораций. Из последних — набор для макияжа Chapurin for Clarins, лимитированная серия Mercedez Benz by Chapurin, коллекция Chapurin for Barbie... Что касается сотрудничества с брендами другого ценового сегмента, то мы работали с Zenden и Incity. Сейчас мы обсуждаем несколько проектов, в том числе с производителем спортивной одежды и крупным интернет-магазином.  **Как вы относитесь к феномену стристайла? ** Стритстайл — это и отражение подиумных трендов, и их источник. И это хорошо, потому что дает возможность расширить границы. Хотя не всем это нравится, это снимает ореол сакральности с fashion.

«Мы живем в эпоху деликатности, эра лейбломании ушла в прошлое»: интервью с Игорем Чапуриным
ГалереяCлайдов: 2
Смотреть галерею

**Некоторые российские бренды одевают западных знаменитостей, есть ли у вас такие планы? Кого вы видите в качестве посланниц бренда? **В разное время мы работали со знаменитостями по обе стороны Атлантики — с Шерил Коул, Наоми Кэмпбелл, Пинк, Евой Грин, Келли Роуланд и другими. Первый концерт в Москве Уитни Хьюстон открыла в брючном костюме Chapurin. В бутик на Саввинской набережной приходила Шер. Это было здорово. Но у меня нет цели одеть как можно больше знаменитостей. Все звезды выбрали мою одежду по собственной воле.  **Кто из дизайнеров, по-вашему, наиболее интересен в мировом масштабе? Кто из российских коллег вам импонирует? **Я очень занят, не всегда в курсе «дизайнерской картины мира», но мне нравятся Джонатан Саундерс, Гарет Пью, Хайдер Аккерман, сестры Олсен и их бренд The Row. Я рад любым победам коллег из России, слежу за успехами Гоши Рубчинского и марки Ruban.  Что будет модно в сезоне весна–лето 2015, а о чем лучше на время забыть? Следующее лето пройдет под эгидой цветочных принтов, легких тканей, длины миди и всевозможных шорт. Актуально будет смешение стилей — например, спортивного и делового. Не обойтись без жаккардовых тканей, вещей ментоловых, винных, бежевых оттенков, а также черно-белых сочетаний и тканей с медным блеском. А от явной геометрии в принтах и в крое одежды лучше на время отказаться.  **Что нового в коллекции осень–зима 2015/2016? ** В этой коллекции много умной эклектики. Я смешиваю стили — например, женственные 70-е и урбанизм, миксую фактуры — стеганую кожу и сукно, шелк и шерсть. Некоторые вещи, например, объемные пальто и комбинезоны будут довольно смелыми. Основной акцент сделан на форме, крое и деталях, а цветовая гамма достаточно лаконичная: черный, серый, серебристый, бордо.

**Есть ли еще какие-то интересные проекты, о которых вы хотели бы рассказать? **Я надеюсь, что в этом году мне удастся еще кое-что осуществить. Для нашей линии Chapurincasa мы постараемся выпустить новую мебель. Кроме того обсуждаем возможность выпуска паркетной доски, наушников и готовим еще ряд проектов в области красоты.