Palme d'Or как она есть

Пять фактов о главном призе Каннского кинофестиваля.
Palme d'Or как она есть

Каждый год мы с вами наблюдаем счастливые лица деятелей кинематографа, приглашенных на ежегодный Каннский кинофестиваль, и каждый год на одного обладателя пальмовой ветви становится больше. Но что представляет из себя эта статуэтка и какова история ее создания?

Почему именно пальма? Именно это дерево, всегда растущее прямо, во многих древних учениях символизирует триумф, ликование, славу. Еще Плутарх говорил, что нет другого дерева для изображения победы. Именно пальмовые ветви знаменуют вступление Христа в Иерусалим (даже слово «паломник»   произошло от "пальмы"). И, в конце концов, именно этих деревьев больше всего на набережной Круазетт, пальма даже изображена на каннском гербе!

Всегда ли была пальмовая ветвь? Вовсе нет. Вплоть до 1954 года за лучшую режиссерскую работу вручали просто абстрактную статуэтку, автором которой выступали популярные в то время художники, а приз носил просто звание «гран-при». Через десять лет после появления пальмовая ветвь вновь исчезла – фестиваль вернулся к вручению «гран-при», однако с 1975 года стали вручать отдельно «гран-при» и отдельно пальмовую ветвь, отмечая, что ветвь все же важнее (ее обладателя объявляют позже обладателя «гран-при»).

Имена. Сделать главным призом символическое изображение пальмовой ветви впервые пришло в голову Роберу Фавру ле Бре, бывшему в 1954 году исполнительным директором кинофестиваля, а первым автором ветки стал ювелир Люсьен Лазон. Самая первая пальмовая ветвь была вручена в 1955 году режиссеру Делберту Манну за фильм «Марти».

Изменения в дизайне. До 80-х годов ветка была установлена на округлой подставке, затем она постепенно меняла свою форму и к 1984 стала пирамидальной. В 1992 году подставка из терракотовой становится хрустальной. А в конце 90-х свою руку к облику главного приза Каннского кинофестиваля прикладывает президент ювелирного дома Chopard Каролин Шойфеле – в подарок от Дома фестиваль получает приз из 24-каратного золота, установленный на граненой подставке из горного хрусталя.

Обладатели. Лишь однажды пальмовая ветвь (к тому же и фаллический символ во многих религиях) присуждалась женщине – в 1993 году ее удостоилась Джейм Кэмпион за фильм «Пианино». Линн Ульман, получившая приз на фестивале 1997 года, не в счет – награда предназначалась не ей, а ее отцу Ингмару Бергману. Дважды приз доставался пяти режиссерам: Эмиру Кустурице, Френсису Форду Копполе, Сехей Имамуре, Билли Аугусту и братьям Дарденнам.

Братья Дарденн