Glamourama

Режиссер Екатерина Телегина — о гендерных предрассудках и образе современной женщины

Кто такая современная женщина? Какие установки на нее влияют и как она с ними борется? Об этом Glamour поговорил с лицами канала «Суббота!». В этом материале на вопросы отвечает режиссер фильмов «Елки 1914» и «Привычка расставаться» Екатерина Телегина.

реклама
AD

Испытывали ли вы на себе давление общества, особенно в юные годы? Что вам обычно говорили про то, какой должна быть девочка?

Мне в какие-то моменты нравилось быть «как мальчик». В манерах, в одежде, иногда в прическе. Но, конечно, я много раз слышала что надо быть «как девочка». Иначе ходить, сидеть, одеваться, смеяться и так далее. Иногда это очень бесило, иногда было все равно. Тогда не было других определений, но так ведь и до сих пор говорят! Год назад мой хороший друг при обсуждении отношений вдруг сказал: «А ты не пробовала носить юбку?» Мы взрослые люди, и он давно меня знает — моей сексуальности не принципиально, во что ее заворачивают. Причем самое забавное было то, что на вечеринке накануне я была в мини-юбке, а он этого даже не заметил.

Самое главное, что я слышала с детства от разных людей, — девочек не берут в режиссеры. Нужно быть невероятно талантливой или невозможно умной, а то ни в театральный вуз, ни во ВГИК меня не возьмут. Было очень страшно от этих слов, веры в себя это никак не добавляло. И тут надо понимать, что режиссером я хотела стать с 10 лет, так что мне пришлось слушать все эти высказывания еще лет 10. Мне повезло, что мое желание было сильней этих слов.

А в какой момент вы поняли, что девочка никому ничего не должна?

Лет в 15-16 я это уже точно осознавала, хотя не могу сказать, что моя жизнь от этого осознания стала легче. Даже если ты чувствуешь, что никому ничего не должен, всегда есть те, кто думают иначе, а быть белой вороной неприятно.

На ваш взгляд, общество предъявляет больше требований к женщинам, чем к мужчинам?

Я вообще против перегибов. Считаю, что они ни к чему хорошему не приводят. И тот перегиб, который происходит сейчас в сторону женщин, — результат долгого перегиба в другую сторону. Мне кажется, общество у нас в принципе требовательное, и достается всем. И если в медиапространстве повестка обсуждается и как-то меняется, то в глубинках мало что изменилось. Но давайте будем честными: всегда были сильные женщины, которые прорывались вперед, и всегда были мужчины, которые спокойно говорили о своих чувствах, и их не беспокоило, что скажут остальные.

Я всегда на стороне белых ворон — мне важно то, как человек себя ощущает, а не то, какого он гендера.

Сейчас стало чуть легче, я меньше слышу банальностей и меньше вижу недоумения по поводу моего образа жизни. Но и вектор внимания сместился в другом направлении: «творческих» людей оставили в покое. Я всегда на стороне белых ворон — мне важно то, как человек себя ощущает, а не то, какого он гендера.

Сейчас очень много говорят про сестринство. А как вы считаете, по вашему опыту, женщины склонны поддерживать друг друга?

Среди женщин есть и поддержка, и конкуренция. В моем окружении мы все стараемся друг друга поддерживать. Но так не везде. Как-то раз мы с моей подругой, режиссером Аленой Шевченко, решили собрать всех активно работающих в рекламе девушек и сделать большой мастер-класс для молодых режиссеров и операторов. Нас было пять человек, и у всех большой опыт. Все пятеро согласились, всем казалось очень важным поделиться своими знаниями. Мы обратились к большой и популярной киношколе, которая на тот момент постоянно звала режиссеров-парней нашего возраста на мастер-классы. Я рассказала о нашей идее, предоставила все портфолио, а нам ответили: «Вы знаете, у нас нет на данный момент помещений». Наверное, никто из организаторов не слышал наших имен, не знает индустрии, или они просто не стали читать описания и смотреть ссылки, иного ответа у меня нет. Так что не знаю, кто что говорит про сестринство, но я замечала, что иногда осуждения и недоверия у одних женщин по отношению к другим больше, чем у мужчин.

Хорошо, что мы ушли от тех времен, когда всех ровняли под одну гребенку.

Какой вы представляете себе современную женщину? Кто она? Какими качествами обладает?

Мне кажется, это слишком общий вопрос, потому что это зависит от того, сколько ей лет, где она живет, есть ли у нее семья, дети и так далее. Как человек, который работает со сценариями и героями, понимаю, что нет идеальной героини, про которую все скажут: «Это я». Эра Бриджит Джонс или «Секса в большом городе» прошла. Сейчас одни в восторге от сериала «Дрянь», а другие говорят, что это ужасно, и с радостью бегут смотреть «Бриджертонов», хотя персонажи и того и другого сериалов — современные женщины. Но их ценности и восприятие себя и мира отличаются. Наверное, это хорошо, что мы ушли от тех времен, когда всех ровняли под одну гребенку.

Есть явное ощущение, что все больше и больше людей прислушиваются к себе, приходят к осознанности. И самое приятное для меня — наконец-то многие перестали бояться быть неидеальными. Хотя социальные сети навязывают и будут навязывать нашему мозгу новые стереотипы, мне кажется, стало легче быть неидеальной. Я как девочка, которая всегда не любила быть девочкой «по канонам», этому очень рада.

Читайте также:

Марина Федункив — о ролевых моделях, стереотипах и главной миссии в жизни

Натали Ящук — о гендерных стереотипах и уверенности в себе

Автор: Наталья Сысоева

07 мая 2021

реклама
AD