Внеклассное чтение

Анализируем шансы классических экранизаций на грядущем «Оскаре» и вспоминаем самые яркие постановки прошлых лет.
Внеклассное чтение

Недавнее объявление номинантов на «Оскар» стало едва ли не триумфом экранизаций классических произведений. Во всяком случае, две экранизации получили вместе целых 12 номинаций, что по нынешним временам очень много. Речь идет об «Анне Карениной» с Кирой Найтли и Джудом Лоу и «Отверженных» по роману Гюго, собравших целое созвездие именитых актеров.

«Анну Каренину» экранизировали бесчисленное количество раз, что-то около тридцати. В роли Карениной в свое время перебывали такие известные актрисы как Грета Гарбо, Вивьен Ли, Жаклин, Биссе, Софи Марсо. Нельзя не вспомнить и советскую экранизацию 1967 года с Татьяной Самойловой в главной роли. Так что Кире Найтли пришлось соперничать с весьма неплохой компанией. В общем и целом можно сказать, что Кира не подкачала, да и весь фильм вышел удачным. Подтверждение тому 4 номинации на «Оскар» и уже полученная BAFTA за костюмы.

Внеклассное чтение
ГалереяCлайдов: 3
Смотреть галерею

При этом, если абстрагироваться от золотого дождя, пролившегося на джексоновского «Властелина Колец» (в общей сложности 17 «Оскаров» при 30 (!) номинациях), то надо сказать, что киноакадемики последнее время весьма прохладно относятся к классическим экранизациям. После «Разума и чувств», получивших шесть номинаций в 1996 году и одного «Оскара», никакая классическая экранизация больше четырех номинаций не получала. Да и случаев таких, помимо нынешнего года, было всего два: немного странноватый «Гамлет» Кеннета Брэны в 1997 году и «Гордость и предубеждение», снятый нынешним режиссером «Анны» Джо Райтом в 2006 году. Ни тот, ни другой фильм так не получили ни одного «Оскара». При таких раскладах номинации «Анны Карениной» выглядят безусловной удачей, но вместе с тем оставляют много сомнений относительно перспектив на собственно награды.

Внеклассное чтение
ГалереяCлайдов: 4
Смотреть галерею

Будущее «Отверженных» выглядит порадужней. Стоит учитывать, что это все-таки мюзикл, а в новом тысячелетии этот жанр по-прежнему востребован. По восемь номинаций было у «Мулен Руж» в 2002 году (два «Оскара») и у «Девушек мечты» в 2006-м (тоже два «Оскара»), настоящий триумф ждал «Чикаго» в 2003-м — шесть (!) «Оскаров», среди которых главный, «За лучший фильм».  Впрочем, повторить успех «Чикаго» «Отверженным» вряд ли удастся. И здесь опять же свою роль играет карма экранизации классики. Последний раз экранизация брала «Оскара» за лучший фильм в 1969 году («Оливер» по Диккенсу, тоже, кстати, мюзикл). Да и до этого их было не так много. «Гамлет» в 1949-м и «На Западном фронте без перемен» в 1930-м.  Вместе с тем нельзя сказать, чтобы классику не снимали или что постановки выходили плохие.

Внеклассное чтение
ГалереяCлайдов: 5
Смотреть галерею

Весьма неплоха была, например, картина «Дориан Грей», сделанная Оливером Паркером в 2009 году. Заслуживает внимания и еще одна его экранизация Уайльда — «Идеальный муж» 1998 года, номинировавшийся на два «Золотых глобуса». Также в 1998 году вышла вполне милая, хоть и несколько развесистая постановка «Евгения Онегина» с Рейфом Файнсом и Лив Тайлер. В 2004 году вышла «Ярмарка тщеславия» с Риз Уизерспун в главной роли. В том же 2004 году стоит вспомнить и экранизацию «Венецианского купца» Майкла Редфорда с блистательными Аль Пачино и Джереми Айронсом. Фильм вышел хороший, но остался незамеченным кинакадемиками, да и в прокате не отбил затрат.  Кажется, неспешный стиль классических произведений не находит отклика в сердцах массового современного зрителя.

Видимо, поэтому многие режиссеры пытаются дать современную интерпретацию классики. Помимо уже упомянутого «Гамлета» Кеннета Брены, действие которого перенесено в XIX век, следует отметить еще два необычных прочтения шекспировских текстов. Это «Ричард III» Ричарда Лонкрейна, снятый в манере тоталитарного кино, и более знакомый широкому зрителю «Ромео + Джульетта» 1996 года с Леоднардо ДиКаприо в главной роли. Действие постановки там перенесено в наше время. Интересно, что Джульетту в фильме сыграла обласканная наградами за Homeland Клэр Дейнс, на тот момент практически неизвестная.

Леонардо ДиКаприо, кстати, недавно отметился в масштабной экранизации «Великий Гэтсби». Премьера несколько раз переносилась и по последним данным ждать ее следует в мае. Зрелище обещает быть увлекательным, так что советуем сходить. А новую версию «Ромео и Джульетты» надо ожидать в конце октября 2013 года. Эта постановка обещает быть более близкой к классическим канонам.  ** Топ-10 российской классики, глазами зарубежных режиссеров: **  1. «Онегин» (Onegin), 1998 г.  2. «Тарас Бульба» (Taras Bulba), 1962 г.  3. «Вешние воды» (Torrents of Spring), 1989 г.  4. «Анна Каренина» (Anna Karenina), 2012 г.  5. «Война и Мир» (War and Peace), 1956 г.  6. «Преступление и наказание» (Crime and Punishment), 1998 г.  7. «Тихий Дон», 2006 г.  8. «Доктор Живаго» (Doctor Zhivago), 1965 г.  9. «Лолита» (Lolita), 1962 г.  10. «Записки молодого врача» (TheYoungDoctor’snotebook), 2012 г. **Ссылки по теме: ** — Объявлены победители BAFTA 2013— «Анна Каренина»: мировая премьера— Грандиозная премьера «Отверженных»— «Великий Гэтсби»: новый трейлер и постеры — «Великий Гэтсби»: официальный трейлер — Премьеру «Великого Гэтсби» перенесли