Звездное досье: Гас Ван Сент

Карьера и личная жизнь режиссера, сценариста и романтика Гаса Ван Сента.
Звездное досье Гас Ван Сент

Гас Ван Сент – американский кинорежиссер, сценарист, фотограф и музыкант – родился 24 июля 1952 года в Луисвилле штата Кентукки в семье Бетти и сэра Гаса Грина Ван Сента, производителя тканей и разъезжающего продавца. Из-за работы отца семья часто переезжала, когда Ван Сент был ребенком. Единственное, что было постоянным в его ранние годы, это интерес к рисованию и съемки фильмов камерой Супер-8, представлявших собой тогда полу-автобиографические короткометражки с бюджетом от 30 до 50 долларов. В 1970 году склонность к творчеству привела его в школу дизайна Род-Айленда, где его однокурсниками были Девид Бирн и другие участники Talking Heads. Там же он познакомился со Стеном Брекхеджем, Джонасом Мекасом и Энди Уорхолом, которые быстро повлияли на смену устремлений Ван Сента от живописи к кино. Карьера Ван Сента началась в 1976 году, когда он переехал в Лос-Анджелес и получил работу ассистента режиссера у Кена Шапиро, вместе с которым он пытался развивать несколько идей, ни одна из которых не была осуществлена. В 1981 году Ван Сент снимает фильм «Алиса в Голливуде» о наивной молодой актрисе, приезжающей в Голливуд и оставляющей свои идеалы. Фильм так и не был выпущен в прокат. В это время Ван Сент изучал жизнь маргинальной части населения Лос-Анджелеса, сравнивая их с роскошным миром, окружающим их, постоянно возвращаясь к этой теме в своих фильмах, начиная с фильма «Плохая ночь» 1985 года. Снятый черно-белым, фильм завоевал мгновенное признание среди фестивального сообщества, получив звание Лучшего Независимого Кино по мнению Los Angeles Times. Успех фильма привлек внимание студии Universal к Ван Сенту. Внимание угасло после того, как Ван Сент попытался преподнести им серию идей, ставших впоследствии фильмами «Аптечный ковбой» и «Мой личный штат Айдахо», но получил отказ. Переехав в Портленд штата Орегон, Ван Сент занялся своими проектами самостоятельно, пригласив на роли Ривера Феникса и Киану Ривза. Киноленты «Мой личный штат Айдахо» и «Аптечный ковбой» принесли Ван Сенту-сценаристу две награды за Независимый Дух, а Риверу Фениксу звание лучшего актера на Венецианском кинофестивале. В 1997 году режиссер заслужил признание представителей главного направления благодаря фильму «Умница Уилл Хантинг», написанному и сыгранному Мэттом Деймоном и Беном Аффлеком. Авторы сценария получили премию Оскар, а Ван Сент номинировался на звание лучшего режиссера. Успех «Умницы Уилла Хантинга» позволил Ван Сенту сосредоточиться на создании ремейка фильма Альфреда Хичкока «Психо», встреченным с любопытством, скептицизмом и насмешкой в равной степени. Противоречивая лента «Слон», основанная на кровавых событиях в старшей школе Колумбайн 1999 года, вызвала сильную реакцию зрителей и жюри Каннского фестиваля 2003 года, принявшего в итоге неожиданное решение о присуждении фильму высшей награды фестиваля Золотой Пальмовой Ветви. Последняя работа режиссера – фильм «Харви Милк» – биография гомосексуалиста, убитого в 1978 году, сыгранного Шоном Пенном, принесла множество наград и признание критики, представ в восьми номинациях Оскар, включая номинацию Лучший Фильм, и выиграв в двух их них – Лучший Актер Главной Роли и Лучший Сценарий. Ван Сент был представлен в номинации Лучший Режиссер.

Кадр из фильма «Мой личный штат Айдахо»

Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг»

Кадр из фильма «Найти Форрестера»

Кадр из фильма «Параноид-парк»Личная жизнь Ван Сента практически целиком представлена в его автобиографичных кинолентах. Несмотря на свою открыто нетрадиционную ориентацию, и в отличие от многих режиссеров-геев, Ван Сент отказался от идеи пропагандировать однополые отношения, хотя они часто появляются в его фильмах. Тем не менее, одной из характерных черт его фильмов был неосуществленный романтизм, сухое чувство абсурда и отказ от отношения к гомосексуализму как к чему-то требующему порицания.

Кадры из фильма «Харви милк»Цитаты «У меня есть новая теория по поводу фильмов. Это почти как астрология. Если мы начнем съемки во вторник, фильм будет не таким, каким он был бы, если бы мы начали в среду. Не из-за планет, а потому, что когда ты начинаешь с неправильным настроем, все идет кувырком» «Разные режиссеры делают это по-разному. Мой подход к съемкам состоял в дешевизне. То, что люди мне дали 3 миллиона долларов на фильм, хорошо, потому что у них нет дикого количества требований. Если бы я просил 30 миллионов долларов, у них было бы больше требований. Им сразу нужны кинозвезды... Недостаток в том, что когда они тратят мало денег, студии не стремятся к широкому выпуску киноленты, поскольку ставки не так высоки. Что тоже нормально, потому что фильм может продать себя сам, и его могут посмотреть без излишних влияний, так сказать, от первого лица» «Я на самом деле двигаюсь в странном неизвестном направлении. И я предпочитаю его тому стандартизированному подходу, который сейчас стал преобладать в производстве кино» **Фильмография ** 1995 – Плохая ночь / Mala noche 1989 – Аптечный ковбой / Drugstore Cowboy 1991 – Мой личный штат Айдахо/ My Own Private Idaho 1993 – Даже девушки-ковбои иногда грустят / Even Cowgirls Get the Blues 1995 – Умереть во имя / To Die for 1997 – Умница Уилл Хантинг / Good Will Hunting 1998 – Психо (Психоз) / Psycho – римейк одноименного фильма Альфреда Хичкока (1960) 2000 – Найти Форрестера / Finding Forrester 2002 – Джерри / Gerry 2003 – Слон / Elephant 2005 – Последние дни / Last Days 2006 – Париж, я люблю тебя / Paris, je t’aime — эпизод «Маре» («Le Marais») 2007 – Параноид-парк / Paranoid Park 2007 – У каждого свое кино / Chacun son cinéma — эпизод «Первый поцелуй» 2008 – Харви милк / Milk