«Вокруг много всего­ одинакового и мало настоящего»: интервью с Кириллом Ивановым и музыкантами «СБПЧ»

«СБПЧ», или «Самое большое ­простое число», — давние любимцы жюри музыкальных премий, меломанов и поклонников умных экспериментов с электроникой и поэзией. Недавно группа выпустила шестой альбом «Здесь и всегда», а осенью отправляется в тур по России. Стартуют 4 сентября в Питере — родном городе фронтмена Кирилла Иванова.
«Вокруг много всего­ одинакового и мало настоящего» интервью с Кириллом Ивановым и музыкантами «СБПЧ»

На Антоне: рубашка, H&M; джинсы, Sarva. На Илье: рубашка, Lemaire; джинсы, Levi’s. На Кирилле: рубашка, Carven; брюки, KRISVANASSCHE. На Олеге: футболка, When We Were Casual; брюки, Uniqlo.

«Я горю, как лампа в три миллиарда­ ватт, сам черт мне не брат», — с рок-н-ролльным задором выдает Кирилл Иванов в первом треке альбома «Здесь и всегда». Слушаешь — и будто искры из глаз.

За восемь лет под маркой «СБПЧ» были выбиты мегаватты искр. Это всегда сюрпризы и эксперименты: хип-хоп-скороговорки на фоне белого шума, арт-перформансы, спонтанный оркестр, рок-группа, электронный дуэт. Это всегда игра — музыки и текстов. Поэзия Иванова гипнотизирует искренностью и романтикой, завораживает рифмами, цепляет узнаванием мыслей и историй.

«Мы взбалмошные и беспокойные. Из тех, кто считает: дали линованную бумагу — пиши поперек».

На Кирилле: рубашка, Raf Simons.

Новая пластинка обошлась без радикальных прыжков в неизведанное — и это тоже сюрприз. «Здесь и всегда» показывает, что «СБПЧ» выбрали свой путь и превращаются в лидеров новой русской музыки — здесь и сейчас, «за миг до того, как нам захочется больше».  Из более чем шести десятков текстов «СБПЧ» только два написаны не Ивановым, но поэтом он себя не считает. Два года назад Кирилл женился. Жена Лена — один из его главных советчиков, в том числе и по музыкальным вопросам, хотя до знакомства с мужем она «СБПЧ» не слушала.

Кирилл Иванов, вокал, синтезаторы

Кирилл, вы автор песен и основатель «СБПЧ». При этом музыке нигде не учились?Музыку я начал писать больше десяти лет назад. У меня нет музыкального образования, я учился в медицинском, не доучился год. Долго работал журналистом — в прессе, на телевидении. Успел многое повидать благодаря этой работе: был в Чернобыле, в Чечне. Еще много где трудился параллельно: и дворником, и грузчиком, писал письма читательниц в женские журналы и сразу сам же ­отвечал на них.

Вокруг много всего­ одинакового и мало настоящего.

Музыку на время бросали?Нет, я всегда двигался в этом направлении. Но музыка моя довольно маргинальна, на нее не прокормишь семью.  И сейчас не прокормишь?Сейчас у меня с друзьями для этих целей есть бар Mishka и кафе «Общество чистых тарелок». Но музыка — основное мое дело. Просто у меня есть сын, жена, родители.

Антон Хабибулин, гитара

На пятнадцатилетие мама подарила ему электро­гитару. С тех пор гитарист Антон Хабибулин считает, что в мире нет ничего интереснее музыки. Одно время зарабатывал, продавая пластинки в музыкальном магазине, и пришел к выводу, что хороший вкус есть у совсем ­небольшого количества людей.   А музыку вы распространяете бесплатно в интернете.Антон: Глупо пытаться это остановить. Пусть все слушают, как хотят.  В какой момент к вам присоединились остальные?Илья: Я играю в группе с момента выхода первого альбома в 2007-м. Кирилл: Олег и Антон к нам присоединились год назад. Они суперодаренные музыканты, и последний альбом мы записывали вместе.

В шестнадцать ты не был так уж счастлив, как кажется с высоты тридцати.

Кто ваши слушатели?Кирилл: На наших концертах я вижу веселых молодых людей.­ В России музыку слушают в основном те, кому до тридцати. За границей на концертах много взрослых людей — для них это такая же часть культурной жизни, как поход на балет или в музей. У нас же все много работают, устают и после тридцати начинают слушать то, что они слушали в шестнадцать. Странно в тридцать ностальгировать по себе шестнадцатилетнему, тем более что в шестнадцать ты не был так уж счастлив, как кажется с высоты тридцати.

Олег Занин, барабаны

Когда Олегу Занину было шесть лет, он услышал Black Sabbath. Это потрясение определило его судьбу, и после школы он окончил музыкальное училище. Любит путешествия за ощущение потерянности: когда совершенно непонятно, куда идти, вдруг просыпаются скрытые ­инстинкты.В ваших текстах прослеживается лейтмотив: будь собой, надо быть собой.Кирилл: Вокруг много всего­ одинакового и мало настоящего. А сейчас коридор возможностей стал еще уже, многое запрещается. Мы живем в жестком государстве, которое пытается вызывать в нас самые низменные качества. Люди плохо живут, но даже­ не осознают этого, потому что они мало видели. Поэтому я считаю, что все, отличающееся от нормы, нужно ­пестовать. У меня нет ощущения, что бывают вредные субкультуры. Я за тысячу цветов.

У меня нет ощущения, что бывают вредные субкультуры. Я за тысячу цветов.

Как стать собой? Это же довольно трудно понять.Олег: Зато сразу понятно, когда становишься таким, как все. Быть собой — это свидетельство смелости.

О богемной жизни музыкантов ходят легенды.Антон: Мой богемный день ­выглядит так: я завтракаю с женой, отвожу ее на работу, целый день сижу в студии. Если нет концертов, вечером смотрим с женой сериалы и ложимся спать. Олег: У меня примерно так же. Только в последнее время я еще строю своими руками детскую площадку во дворе.

Илья Барамия, бас, синтезаторы

Илья до знакомства с Кириллом играл в группе «Елочные игрушки». ­Окончил физико-математическую школу, затем изучал прикладную математику, геологию и строительное дело. Любит ходить с семьей в походы с палатками и на лодках. Вы все женаты. Как ваши жены относятся к поклонницам?Илья: С пониманием. Антон: У нас вообще нет такой проблемы. Это, наверное, больше фронтмена касается. Кирилл: Пишут что-то, конечно, подходят, но все очень доброжелательно. Недавно на концерте у нас были две очень активные девчонки с ребятами в майках растянутых и трениках. Один из них потом подходит ко мне и просит для девчонки «телефончик». На что я сказал, что был бы рад, но жена, боюсь, не поймет. И они мне потом кричали из толпы: «Такой молодой, а уже женат!» Вообще к нам всегда друже­любно относятся, уважительно. Казусы случаются скорее на гастролях, потому что там быстро у людей происходит переключение: раз они тебя слушали, значит, ты их друг. «Ну что, погнали — у нас там друганы,­ еще сыграете им, а то мало сыграли!»

Я никогда не был инфантилом, но считаю, что классно смотреть на мир глазами ребенка.

**Кирилл, есть ощущение, что ваша музыка — для людей, ­зависших в детстве.**Если так, то это не специально. Я никогда не был инфантилом, но считаю, что классно смотреть на мир глазами ребенка. Такой взгляд — он очень ясный. Мне не нравятся люди, которые знают ответы на все вопросы, и мне самому не хочется быть таким ­человеком.