Афиша

«Диалоги об искусстве»: 5 причин посмотреть международную конференцию Cartier и Эрмитажа

Культурный досуг выглядит именно так.

реклама
AD

Международная конференция Государственного Эрмитажа и Дома Cartier «Диалоги об искусстве: живое наследие и взгляд в будущее» стала, пожалуй, главным (и самым масштабным) культурным событием февраля. Два десятка экспертов со всего мира обсудили, каким должно быть искусство XXI века, как сохранить историческое наследие и сделать классику актуальной, как технологии меняют искусство и как это связано с каждым из нас.

Всю конференцию (приятный бонус!) можно посмотреть в записи, делая паузу, когда захочется остановиться и обдумать какую-то особенно оригинальную мысль или записать свои идеи на бумаге. И если вы все еще не нажали PLAY, вот 5 причин это сделать.

Чтобы послушать крутых спикеров (такого в клабхаусе не расскажут)

Балерина Диана Вишнева, дизайнер Альбер Эльбаз, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, Президент и CEO Cartier Сирилл Виньерон, французская актриса и режиссер Мелани Лоран. Как вы уже догадались, это лишь небольшая часть списка экспертов-участников конференции.

Вообще, вся конференция разделена на четыре сессии: «Живое наследие и преемственность поколений», «Новая жизнь кино, оперы, театра и классического балета», «Архитектура сегодня и завтра», «Трансформация искусства». В записи сессии о трансформации кино, балета, театра и оперы, например, очень любопытно послушать, как Диана Вишнева рассказывает о классическом и современном балете, о том, как ей удается заниматься и тем и другим, а также о своем фестивале Context: «Я выбрала для себя путь и классической танцовщицы, и современной. Это трудный путь, но он дал свои плоды. Дал понимание того, как я могу совершенствовать свое тело, понимание своего роста как танцовщицы и возможность стать лидером движения под названием фестиваль Context».

К каждой записи с конференции предусмотрительно прилагается список модераторов и выступающих экспертов. Включайте те сессии, которые больше всего резонирует с вами (хотя мы горячо рекомендуем посмотреть все).

Чтобы выяснить, как и чем живут опера, театр, балет, архитектура сегодня

«Искусство – это ряд множества вопросов, а не ответов», – подмечает Теодор Курентзис, основатель и художественный руководитель оркестра и хора musicAeterna. И сейчас вопросов особенно много. Один из животрепещущих – как отразился на различных областях искусства год пандемии, и как они живут в новых реалиях.

Локдаун действительно бросил вызов всем сферам искусства, тем не менее, даже в этом многие спикеры конференции сумели найти плюсы. Один из таких – замедлиться, выдохнуть, оглянуться по сторонам и понять, куда и как двигаться дальше.

«Человеку искусства вообще очень полезно задать вопросы самому себе, пережить моменты страха, потому что, когда вы постоянно работаете, у вас зачастую даже нет времени о чем-то задуматься», – рассказывает актриса и режиссер Мелани Лоран.

«У нас у всех есть возможность быть гибкими. Искусство ведь это и есть форма гибкости», – добавляет иранская актриса театра и кино Гольшифте Фарахани.

По словам спикеров, сейчас искусство все активнее стирает границы и все больше ценит коммуникацию и обмен ценностями.

«Когда мы подключаем к проекту различные мировоззрения, культуру, традиции и обычаи разных стран, мы создаем новую систему ценностей, – отмечает японский архитектор Джунья Ишигами. – Что касается архитекторов, в будущем от них потребуется разрабатывать решения, которые будут выражать большое количество ценностей самых разных людей».

Чтобы больше узнать о том, как искусство связано с природой (и насколько оно экологично)

Задумывались ли вы о том, насколько экологично искусство? На эту тему спикеры конференции высказывались с особым энтузиазмом.

«Природное наследие так же важно, как и культурное, – отмечает Сирилл Виньерон. — Вы все знаете, что произошло с Собором Парижской Богоматери, когда сгорели его деревянные перекрытия. Чтобы воссоздать их по старым технологиям, необходимо срубить тысячу вековых дубов. Стоит ли наносить такой ущерб природному наследию для того, чтобы восстановить культурное? Необходимо ставить перед собой подобные вопросы и обсуждать их с полной открытостью».

Наиболее остро вопрос экологичности стоит, по словам экспертов, в сфере архитектуры.

«Перед архитектурой сейчас стоит несколько важных вопросов. Один из них – как не нанести вреда. В первую очередь окружающей среде, – рассказывает американская художница и скульптор Сара Зе. – На мой взгляд, вопрос «зачем строить?» – очень важный вопрос для следующих поколений». Девушка добавляет, что всем архитекторам необходимо задуматься о грамотном потреблении энергии и природных ресурсов и строить здания только в том объеме, в котором они действительно нужны.

Об осознанном использовании ресурсов говорит и парагвайский архитектор Солано Бенитес: «Мы переосмысляем то, как мы можем использовать старые вещи для новых идей. Мы даем вторую жизнь сломанным вещам».

Чтобы осознать, как на самом деле технологии влияют на искусство

Убивают ли технологии творчество? Заменит ли искусственный интеллект человека? И как искусство пересекается с инновациями?

Как отмечает Сирилл Виньерон, цифровая музыка не заменит ощущений от настоящего концерта, получить надушенное письмо – не то же самое, что получить электронную почту. «Мир будет использовать цифровые технологии там, где их использовать удобно, но мир не перестанет использовать и физические объекты», – заключает Президент и CEO Cartier.

Основатель платформы Artnome.com Джейсон Бейли также спешит внести ясность: «Важно отметить вот что: многие задачи, которые сейчас автоматизируются, не имеют ничего общего с творческим процессом. Искусственный интеллект на самом деле не очень творческий. Машины заменят рутинные работы, но творческий процесс машины заменить не могут. Машины просто помогают креатору, они освобождают его от выполнения рутинных действий».

«Технологии не убивают традиции. Технологии не убивают мечты. Технологии облегчают нашу работу, облегчают наш поиск решений», – продолжает мысль Джейсона Бейли Альбер Эльбаз.

О возможностях, которые открывают перед искусством технологии, говорит и исполнительный директор платформы Snark.ar Надя Тайга. В частности, она рассказывает о том, какую пользу приносит современному искусству блокчейн (уже слышали про NFT-токены?): «Это очень важно в эру демократизации искусства, в которой мы сейчас живем. Для галерей, например, это возможность получить доступ к новой криптоаудитории – молодой, дерзкой и процветающей».

Чтобы научиться использовать мировое культурное наследие – и найти вдохновение для новых проектов

«Возможно, я скажу банальность, но, чтобы понять, куда мы идем, нам необходимо знать, откуда мы пришли», – делится директор по стилю, имиджу и наследию Cartier Пьер Райнеро. Тема наследия – заглавная тема конференции.

Как сохранить культурное наследие? По мнению многих спикеров, важно соединять его с современностью и проецировать в будущее. «Искусство должно быть актуальным», – говорит Теодор Курентзис. «Важно не только сохранять, но и использовать, – считает Сирилл Виньерон. – Если мы прекратим создавать новое, старые вещи покроются пылью».

Как работать с существующим багажом культурных знаний, чтобы создавать нечто новое? Пьер Райнеро сравнивает этот процесс с изучением иностранного языка: «Сначала следует изучить правила грамматики, вокабуляр. А когда вы уже знаете азы, вы больше не смотрите в учебник – вы свободно разговариваете и импровизируете».

«Изучать наследие человечества – это ведь такой источник удовольствия, – добавляет Пьер. – Это фантастический способ разобраться в человеческой природе. Просто наслаждайтесь этим».

реклама
AD