Афиша

«Лапочка»: алжирский фильм о женской свободе, который стоит посмотреть

На онлайн-платформе Qatar Film Days, созданной Cultural Creative Agency, Doha Film Institute и Beat Films, прямо сейчас можно посмотреть современное ближневосточное кино. Фильм «Лапочка», который будут показывать до 8 марта, — пожалуй, самый зрелищный и напряженный. Наталья Серебрякова рассказывает, почему стоит его посмотреть.

реклама
AD

Конец 90-х, Алжир. Неджма (Лина Кудри) и Василля (Ширин Бутелла) — две подруги, которые едут на нелегальном такси на дискотеку. Вместо спортивных костюмов — мини-юбки, вместо кроссовок — туфли на каблуках, яркий макияж: девушки переодеваются прямо в машине. На дискотеке Неджма продает девушкам в женском туалете платья, которые сама шьет, — она мечтает стать дизайнером. После вечеринки подруг подвозят домой два парня, от которых девушки скрыли, что живут в университетском общежитии (по мнению мужчин, там настоящий бордель). На стенах общаги Неджма и Василля видят свеженаклеенные плакаты, на которых говорится о том, что женщина должна носить хиджаб, иначе поплатится жизнью. В ярости Неджма срывает плакаты.

Такова завязка фильма Papicha, что с арабского переводится как «крутая девушка» или «лапочка». Именно так называет Неджму охранник в женском общежитии, которому девушки платят за молчание по поводу их ночных вылазок. Охранник, конечно, хотел бы, чтобы Неджма была с ним «поласковее», намекая на возможную близость. В таком токсичном патриархальном мире живут все женщины Алжира, раздираемого гражданской войной. То и дело по телевизору и радио передают новости о терактах и десятках погибших. В стране орудуют мусульманские банды, женщины в хиджабах врываются на занятия по французскому и орут, что нужно говорить на родном языке. А в университетской столовой в молоко подсыпают бром, который подавляет сексуальность учащихся. Тем не менее, Неджма настроена решительно: она хочет устроить дефиле, переосмыслив традиционный мусульманский «хайк» — ткань для хиджаба.

Этот фильм — предельно личный для режиссерки Мунии Меддур. Ее семья покинула Алжир во время гражданской войны (как и семья исполнительницы главной роли Лины Кудри). Используя в картине автобиографические детали, Меддур показывает жизнь студенток, которые не хотят повиноваться местным обычаям, но в то же время не намерены покидать Алжир. Для них это — родная земля, которая дает им покой и вдохновение — в те редкие минуты, когда вокруг не гремят взрывы. Меддур смешивает жанры — политический триллер, мыльную оперу, мелодраму, трагедию, и это немного уводит от главного высказывания. Но в фильме есть настоящая энергия (он немного напоминает «Девичество» Селин Сьяммы 2014 года) и актуальная современная тема.

Интересно, что фильм в Алжире был даже выпущен в прокат, был показан в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и выдвигался на «Оскар». А поскольку Муния Меддур — франко-алжирская режиссерка, то картина даже получила несколько «Сезаров» — престижных французских кинематографических наград. Хочется верить, что искренность и вдохновение, с которыми снят фильм, поможет ему найти своего зрителя.

реклама
AD