Практика

«Духи в тестерах лучше» и другие мифы о парфюмерии, в которые пора перестать верить

Парфюмерный эксперт Матвей Юдов разоблачает самые распространенные мифы об ароматах.

реклама
AD

Фото: Алена Кузьмина

Парфюмерный эксперт, химик, музыкант, постоянный автор fragrantica.ru, создатель ароматов для многих российских компаний Матвей Юдов уже три года ведет колонку в журнале Glamour. И теперь его тексты будут доступны у нас на сайте. Если у вас есть вопросы про ароматы, присылайте их на почту info@glamour.ru с пометкой «Парфюмерная колонка» — возможно, именно они станут темой следующей статьи.

Миф № 1: Синтетические вещества в парфюмерии — это более дешевая замена натуральных материалов

Cовременная парфюмерия в том виде, в котором мы ее знаем и любим (то есть как некий способ творческого самовыражения), во многом сформировалась именно благодаря синтетическим душистым веществам. Как писал в своей книге парфюмер Жан-Клод Эллена, «химия позволила мастерам парфюмерии в конце девятнадцатого века стать художниками, освободившись от ограничений природы». Он фактически повторяет слова еще одной легенды — Эрнеста Бо, создателя Chanel № 5: «Будущее парфюмерии в руках химиков, нам придется полагаться на химиков в поисках новых материалов, если мы хотим создать новые оригинальные ароматы».

Натуральные компоненты в парфюмерии нужны и важны, но синтетика не служит для них лишь дешевым эрзацем. Без современных синтетических материалов, к примеру, невозможно было бы добиться таких горячо любимых покупателями качеств, как стойкость и диффузность (шлейфовость). Среди ароматов, выпущенных за последние сто с лишним лет, нет ни одного хоть сколь-нибудь известного, в состав которого не входили бы синтетические компоненты.

Миф № 2: В магазинных тестерах жидкость всегда лучше

В подавляющем большинстве случаев жидкость для флаконов всех объемов, включая тестеры и пробники, готовят централизованно и готовый продукт разливают, что называется, из одной канистры. Экономически иначе просто невыгодно — никто не станет тратиться на разработку и поставку отдельной жидкости для «более стойких и лучших» тестеров.

Разница чаще всего объясняется тем, что, пробуя что-то непосредственно в магазине, мы находимся в атмосфере сильной «задымленности» — те ароматы, которые в изобилии уже витают в воздухе, сильно влияют на наше восприятие. Дома, распаковав флакон, мы пробуем аромат уже на свежую голову, и он может нам показаться другим. Поэтому старайтесь не совершать импульсивных покупок и тестируйте ароматы на свежем воздухе.

Миф № 3: Купить в Москве настоящую парфюмерию невозможно, в крайнем случае — в duty free

Этот миф берет свое начало в постсоветские времена, когда все вокруг было наводнено жуткого качества подделками, а под видом «настоящих французских духов» продавались тоже, конечно же, подделки, но чуть получше. В современном крупном сетевом магазине подделок быть не может, никому не нужны скандалы с дистрибьюторами. Никто не будет разливать продукцию «специально для России» или «по лицензии» — никаких лицензий не существует, с какой вообще стати кому-то из производителей такое может быть интересно.

Дополнительную уверенность покупателю должна придавать введенная в прошлом году маркировка «честный знак». На каждом продукте, поступающем сейчас в продажу, должна быть специальная наклейка с кодом формата Data Matrix, по которому легко проследить весь путь товара от производителя до прилавка. Если же покупать парфюмерию на развалах «все по 300» или в интернет магазине FrancuzkieDuhi2021.ru, то опасения вполне могут быть оправданны.

Миф № 4: Купил недавно свой любимый аромат — запах вообще другой, да его и нет практически

Огромное количество писем примерно такого содержания получили в этом году все производители парфюмерии. К сожалению, в наши дни мы ощущаем очень серьезные глобальные последствия пандемии COVID-19. Даже если человек переболел в легкой форме или бессимптомно, то примерно в 80 % случаев он испытывает определенные проблемы с обонянием: аносмию (отсутствие обоняния, невосприимчивость к запахам) либо паросмию (искаженное восприятие запахов). Специалисты утверждают, что у некоторых людей на полное восстановление обоняния может уйти несколько лет.

Один из самых распространенных симптомов нарушения обоняния сейчас — это гораздо более быстрая адаптация к запахам, уже буквально после третьего вдоха любой статичный запах исчезает. Многие интерпретировали это явление как злонамеренное ухудшение качества парфюмерной продукции. Производители вынуждены реагировать на такие заявления покупателей и требовать от парфюмеров все более стойких и инвазивных композиций. Пожалуйста, воздержитесь от поспешных выводов, иначе в ближайшее время на полках останутся лишь те ароматы, которые в прошлом подошли бы разве что для разгона демонстраций.

Миф № 5: Работа парфюмера интересная, но несложная: моя подруга была в Грассе, ее там за два часа всему научили и даже выдали документ

Технически все так: две капли того, три капли этого, с той лишь разницей, что профессионалы всегда работают с массой (взвешивают необходимое количество на весах), а не с объемом. Мало того, взвешивает компоненты парфюмер не сам, для этого есть лаборант; сам же сочинитель ароматов лишь пишет «рецепт» на бумаге (это кто постарше) или набивает в специальной компьютерной программе (таких сейчас большинство).

Сейчас довольно много людей выбирают себе парфюмерию в качестве хобби, но разница между их творениями и любым ароматом, стоящим в магазине, примерно как между построенной аборигеном хижиной из бурой глины и небоскребом, спроектированным современным архитектором. И вот почему: профессионалы начинают с изучения фундаментальных основ, для этого им сначала требуется высшее химическое образование, после они продолжают обучение в одном из специальных учреждений, где первые года два вообще ничего не смешивают, а лишь изучают свойства отдельных материалов. Все упирается в опыт, способность адекватно оценивать свой результат — последнее развить без опытного наставника практически невозможно. Как ударить правой рукой знают абсолютно все, но лишь очень немногие стали хорошими боксерами. Двухчасовой мастер-класс в Грассе — это увлекательный аттракцион, но он не делает человека парфюмером и уж подавно не дает ему права открывать собственную школу и «обучать» других.

Миф № 6: Чтобы правильно выбрать аромат нужно учесть массу факторов, сделать это может только профессионал

По аналогии со стилистами, которые могут собрать вам удачный гардероб, подчеркнуть достоинства вашей фигуры и скрыть ее недостатки, сочинить удачную комбинацию, создать образ для разных официальных случаев и т. п., как ни странно, существует вымышленная профессия аромастилиста, то есть человека, который якобы способен подобрать вам оптимальный аромат. Увы, делегировать выбор аромата другому человеку категорически невозможно, ибо единственный критерий тут — нравится ли аромат лично вам или нет. Хороший стилист должен быть художником, чувствовать цвета, линии и пропорции, обладать вкусом, чувством меры, знать историю моды, разбираться в свойствах тканей (это очевидно даже для меня, абсолютного профана).

Как найти свой идеальный аромат: 5 главных советов

Какими принципами руководствуется в своем выборе «аромастилист»? Восприятие запахов чрезвычайно индивидуально. Примерно пятая часть наших обонятельных рецепторов — это уникальный набор, свой для каждого человека. И даже то, что у нас всех вроде как одинаково, всегда оказывается пропущенным через призму нашего опыта, личных переживаний, эмоций. Кто-то очень любит анис и лакрицу, кто-то их люто ненавидит. У каждого человека такой набор предпочтений свой. Непонятно, почему надо прислушиваться именно к «аромастилисту», а не к кому-то другому из семи миллиардов людей.

Конечно, с непривычки в парфюмерном магазине может быть непросто, выбор слишком велик. Запутаться и утонуть очень легко, тем более, что каждый расхваливает свой товар как может. Часто нам продают не столько сам аромат, сколько легенду, историю. Это важная часть концепции любого парфюмерного продукта, но все же старайтесь по возможности абстрагироваться от магии бренда, от того, из чего сделан аромат (абсолютно у всех ингредиенты «самые изысканные, редкие и драгоценные»), кем он сделан, от его вымышленных качеств (вроде феромонов, афродизиаков и т. п.), выбирайте аромат, в котором комфортно, который нравится лично вам.

реклама
AD