Практика

Классика жанра: легендарные флаконы духов

Каждый из этих флаконов стал фетишем. Женщины хранят их всю жизнь – даже после того, как опустошат. А мужчинам они многое говорят об избраннице. Allure окунулся в историю «самых малых архитектурных форм».

реклама
AD
  • J’Adore Christian Dior 
Название себя оправдало: его обожают. Уже четыре года J’Adore занимает первое место по продажам во Франции. В этом есть заслуга и легко узнаваемого флакона – то ли слеза, то ли прозрачный бутон цветка. По задумке флакон J’Adore должен был вызывать в памяти амфоры первых ароматов Christian Dior, а значит, и женскую фигуру-восьмерку силуэтов New Look, с затянутой талией и подчеркнутыми бедрами.
Правда, золотистая нить очень похожа на металлическую спираль, которую носят на длинных шеях женщины племени падонг из Бирмы. По легенде, этот народ появился от связи драконихи и ветра – и спираль олицетворяет как раз ветер счастья: прекрасный сюжет для дизайнерских фантазий. Ежегодно J’Adore выпускают ограниченным тиражом в хрустале Baccarat и золоте, и самые дорогие бренду клиентки разбирают флакончики за пару дней. 
  • № 5 Chanel 
При желании форму флакона и его стоппера можно увидеть в очертаниях Вандомской площади и китайской ширме-коромандели, которые до сих пор стоят на рю Камбон, 31, в Музее Коко Шанель. Но у многолетнего арт-директора Chanel Жака Эллё была более точная информация: «Дизайн предложила сама Габриэль Шанель. Четкие формы стеклянного флакона Chanel № 5 были позаимствованы из мужского несессера Charvet. У Коко был такой несессер в память о погибшем любовнике, англичанине Артуре «Бое» Кэпеле». В пользу этой версии говорит и набор из трех ароматов – № 5, Cuir de Russie и Bois des Iles – в 1925 году они выпускались вместе в виде дорож­ного набора.
Аскетичный флакон сродни нововведениям Шанель: маленькому черному платью, трикотажу и кардигану из джерси – до Шанель в ходу у парфюмеров были вычурные флаконы Lalique и Baccarat. Мадемуазель всю жизнь, с 1921 по 1970 год, контролировала малейшее изменение формы флакона и его стоппера. Такое постоянство принесло свои плоды – Энди Уорхол включил флакон в серию Iconic вместе с банкой супа Campbell’s, бутылкой Coca-Cola и лицом Мэрилин Монро. Каждую секунду в мире продается один флакон Chanel № 5, и не узнать его могут только инопланетяне. 

  • The Bee Bottle Guerlain 
Это самые правильные в мире пчелы. Они появились на флаконе сто шестьдесят лет назад. Химик Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен в 1853 году решил сделать подарок ее величеству императрице Евгении, жене Наполеона Третьего, и аромат назвал Eau de Cologne Impériale. Для усиления «имперского» впечатления Герлен заказал у мастеров Pochet du Courval флакон в стиле ампир в форме Вандомской колонны, украшен-ный шестьюдесятью девятью позолоченными пчелами с герба Наполеона III. Императрица понюхала, посмотрела и так обрадовалась, что сделала месье Герлена своим официальным парфюмером. С этого момента жизнь молодого торговца ароматами удалась.
Этикетка Eau de Cologne Impériale украшена наполеоновским гербом и в нашем веке, а сам аромат стал парфюмерным раритетом. Сами герленовцы самодовольно говорят, что Eau de Cologne Impériale носит лишь один человек из десяти тысяч. Зато флакон с пчелами – один из наиболее известных флаконов Guerlain. В нем живут не только пять классических одеколонов, но и женские ароматы серии Les Parisiennes или любой по вашему выбору – теперь наполеоновский флакон может иметь золотые инициалы хозяйки. Последняя новинка: бриллиантовая пчела Le Secret de la Reine, которую можно носить как брошь или подвеску. В ней спрятан флакон. Стоит нажать на грушевидный бриллиант – и пчелка даст меду. То есть духов. 
  • Arpège Lanvin 
Если бы не безумная любовь Жанны Ланвен к своей единственной дочери, Дома Lanvin могло и не быть. Скромная шляпница взялась за шитье после развода, чтобы обеспечить достойную жизнь крошке Мари-Бланш. Дочь стала музой – сначала Жанна шила одежду для нее и себя, а в 1927 году, когда крошке уже было тридцать, мама задумала для нее самый роскошный подарок – духи. 
Над ароматом Arpège трудились русская дама, известная под псевдонимом мадам Зед, и два молодых парфюмера, Поль Ваше и Андре Фрейс, позже ставшие легендами. 
Для разработки флакона Жанна Ланвен пригласила дизайнера Арман-Альбера Рато, с которым давно сотрудничала. Так появился знаменитый черный шар Arpège с золотым стоппером. Этот шар – антагонист своего современника, квадратного флакона № 5. Так же пышные юбки и платья Lanvin отличаются от строгого стиля Chanel. Флакон украшен рисунком Поля Ириба: мама и дочь тянут руки друг к другу. Эта эмблема появилась и на этикетках платьев Lanvin. Вы спросите: почему аромат называется «арпеджио»? Дело в том, что Мари-Бланш была музыкантом. И вдохнув его, она воскликнула: «Словно арпеджио!» То есть ноты аромата звучат одна за другой. Но Жанна решила не делать редизайн флакона, поэтому музыка слышится только в названии. 

Angel Thierry Mugler 
В 1992 году Тьерри Мюглер поймал ­звездочку. Говорят, форму флакона он придумал еше до аромата. Тьерри знал: внутри каждой женщины живет маленькая девочка, мечтающая о празднике и о фее, которая подарит чудо. Сам аромат сродни детской мечте о солнечном ярмарочном воскресенье, сахарной вате и яблоках в карамели. Но за форму флакона пришлось биться не по-детски. 
 «Я хочу много стекла! – требовал Мюглер. – Это должен быть весомый флакон в форме звезды нежно-голубого цвета». С ним спорили. Восточный сладкий аромат не может быть холодного голубого цвета! Тьерри упорствовал. Долгое время никто не мог сделать флакон-звезду. Наконец специалисты Brosse Studio разработали и сконструировали машину для изготовления флаконов-звезд Мюглера – и каждая звезда была коллекционной, поскольку дорабатывалась вручную. Но мечту на конвейер не поставить. 
  • Nina Nina Ricci  
Роберт Риччи, сын основательницы дома, не имел таланта кройки и шитья. Он управлял финансами и рождал идеи. Это он придумал устроить послевоенную выставку Haute Couture (сто пятьдесят манекенов, одетые сорока парижскими кутюрье) – после триумфа в Лувре не менее успешные выставки прошли по всей Европе и США. Это он решил выпускать духи Nina Ricci, чтобы поднять доходы дома: «Мало кто может позволить себе наряд Haute Couture, а флакончик с роскошью куда более доступен». 
Уже второй аромат, L’Air du Temps, стал всемирным хитом. Он запомнился миру флаконом-вихрем со стоппером в виде двух целующихся голубков. Новая глава успеха Nina Ricci началась в 2006 году, с ароматом Nina и его многочисленными вариациями – сегодня флакон-яблоко узнаваем даже лучше пары птиц (они сохранились только в Prestige Collection). Весной 2014 года в этом флаконе выходит уже двенадцатый аромат, La Tentation de Nina. Правда, на сей раз розовое яблоко надкусано – явный намек на грех любопытной Евы. Новый аромат создавали парфюмер Оливье Креспа и – внимание! – кондитер Ladurée Венсан Леман. Не удивляйтесь, если вашу надушенную этим сладким парфюмом шею кто-нибудь захочет слегка укусить. 
  • Trésor Lancôme 
О первом явлении Trésor известно лишь знатокам – Арман Петижан, основатель Lancôme, задумал его еще в 1952 году. Но почему-то не стал запускать в производство. Второе явление 1990 года оказалось триумфальным: всего за два года Trésor Lancôme стал лидером продаж в мире. Компания L’Oréal поставила смелую задачу: создать аромат, который делал бы женщин счастливыми. Роза, символ Lancôme, была любимым цветком парфюмера Софии Гройсман – так что звезды выстроились нужным образом. София сделала из розы аромат счастья, осталось придумать флакон. 
Дизайнеры компании Areca должны были изобрести флакон, к которому руки тянулись бы сами. Это ведь сокровище (именно так переводится Trésor)! Прототип нашли в XIX веке – тяжелый флакон в виде перевернутой пирамиды. К тому же пирамида как таковая – уже символ сокровищ, спасибо Тутанхамону. «Я бы хотела, чтобы даже пустой флакон можно было любить, – говорила Изабелла Росселлини, долгие годы служившая лицом аромата. – Перевернутая пирамида Trésor – геометрическая, весомая, почти мужская – совершенна с любой точки зрения!» Компания Pochet du Courval два года отказывалась от изготовления флаконов новой версии Trésor – Midnight Rose. Однако в L’Oréal работают очень упрямые люди, они умеют ждать и убеждать. 
  • Classique Jean Paul Gaultier 
Считается, что этот знаменитый силуэт Готье срисовал с Мадонны, для которой он создал вызывающий корсет. Однако изготовитель флаконов, компания Saint-Gobain, утверждает, что соблазнительная женская фигура Classique – привет главному помощнику кутюрье – манекену. С 1993 года Жан-Поль Готье ежегодно выбирает для флакона новый наряд – то корсет, то кружевное белье из своей новой коллекции, и одному лишь богу известно, сколько нетронутых флаконов с ароматом розы, амбры и ванили стоит на женских столиках в консервных банках исключительно как сувениры Haute Couture. 
реклама
AD