Практика

Оказался он живой: как бренды отказываются от тестирования косметики на животных

На календаре 21-й год XXI века, а тестирование косметики на животных до сих пор остается легальным в большинстве стран мира, включая Россию. К счастью, ситуация меняется, и мы попросили экспертов рассказать, какие гуманные методики приходят на смену кроликам и мышкам.

реклама
AD

Фото: Gianni Penati

Хорошие новости: на сегодняшний день тестирование косметики на животных запрещено уже в 30 странах (еще в начале 2000-х в этом списке было ноль государств). И даже в Китае, где безопасность всей (!) продающейся косметики нужно было подтверждать тестами на животных, наконец-то задумались хотя бы о частичном переходе на альтернативные­ методы.

Косметические гиганты­ давно стали отказываться от подобной практики — для Garnier, например, такие тесты­ остались в далеком 1989-м. Cегодня, чтобы ни у защитников прав животных, ни у покупателей не оставалось вопросов, компании добровольно получают соответствующие­ сертификаты. Так, с этого года вся продукция Garnier одобрена организацией Cruelty Free International — для этого­ эксперты оценили каждое звено в огромной цепочке поставщиков­.

Ноль жестокости: бренд Garnier получил официальный статус Cruelty Free

В Европейском союзе тестирование косметики на животных запрещено в принципе — как готовых продуктов (с 2004-го), так и отдельных ингредиентов­ (с 2013-го). В России такого запрета нет, однако с 2012 года у нас утверждены альтернативные методы тестирования парфюмерно-­косметической продукции — проще говоря, тесты на животных не запрещены, но и не обязательны. Выбор делают сами производители, и, например, уже в 2012-м от «помощи» животных отказались все косметические бренды компании Unilever в России, а с прошлого года бренд «Чистая линия» можно найти в списке PETA («Люди за этичное обращение с животными»), крупнейшей международной организации в сфере защиты прав животных. Именно логотипы­ PETA и Cruelty Free (ищите кролика­ на упаковке) служат 100 %-ной гарантией, что тесты на безо­пасность косметических средств проводились гуманными методами.

Какими? Сейчас расскажем.

Фото: Gianni Penati

In vitro и так далее

Самая главная проверка, которую должна пройти косметика, — на токсикологию, то есть на отсутствие опасных для жизни и здоровья веществ. Как делали раньше? Брали крысу­ или кролика и смотрели, какую реакцию вызывает услов­ный новый шампунь на их слизистых, — это называлось «тест in vivo», то есть «на живом». Сегодня в распоряжении ответственных производителей есть тесты in vitro («в пробирке») и ex vivo («из живого»).

В пробирке тесты проводят с участием бактерий (не просто гуманный, но и веганский способ), на «подвижных клетках крупного рогатого скота» (за этим эвфемизмом обычно скрывается сперма быка) или на оболочке куриных эмбрионов (курицы от этого не страдают). А для метода ex vivo (его обычно применяют для оценки безопасности отдельных ингредиентов) используется человеческая кожа, которая остается, например, после пластических операций, или вообще искусственно выращенные клетки (самый сложный и дорогостоящий вариант).

Существует и третий вид безо­бидных тестов, расчетный — он позволяет оценивать токсикологические показатели на основе данных об ингредиентах. Метод разрешен в ЕС, в России обсуждается возможность его применения.

По полной программе

Токсикологический тест для косметики главный, но не единственный. Все новые­ средства­ проверяют на стабильность формулы, эффективность­ консервантов, устойчивость­ к внешним воздействиям. Например, крем нарочно загрязняют микрофлорой и в течение четырех недель наблюдают, что с ним происходит (как будто вы набираете крем из банки ­  пальцами­, а не лопаточкой, но вы же так не делаете, правда?). Если­ он сохраняет свои свойства — значит, консерванты справляются с поставленной задачей. Средство могут нагревать (как будто его забыли на жаре­), охлаждать­ (взяли с собой на мороз­), воздействуют на него­ ультрафиолетом­, устраивают болтанку в специальном шкафу (эффект женской сумки) и проверяют­ на сов­местимость с упаковкой­. Ни один из этих факторов не должен мгновенно испортить продукт, а от результата­, в частности­, зависит срок его хранения. Все эти испытания проходят только в лабораторных условиях, без участия животных.

Проверка эффективности

Вы удивитесь, но производителям чаще всего не нужно подтверждать эффективность косметических средств. В Европе, например, такое тестирование обязательно лишь в том случае, если на упаковке есть конкретное обещание: «разгладит морщины», «избавит от акне», а вот абстрактные anti-age или «для проблемной кожи» в подтверждении не нуждаются.

Правда, ответственные производители проводят дополнительные тесты по собственной инициативе (этим славятся и такие крупные бренды, как Dior, Dove, Eucerin, и нишевые вроде Meder Beauty Science). Они, например, проверяют на клетках кожи (in vitro), не будет ли средство вызывать раздражение при постоянном использовании. Или проводят тесты на потенциальную фототоксичность: косметика ни в коем случае не должна повышать чувствительность кожи к к ультрафиолетовому излучению. Да, это сказывается на цене продукта, но зато вселяет уверенность: средство не только поможет, но и не навредит.  

Наши эксперты:

Марина Верещагина, эксперт Weleda

Марго Волгина, этичный блогер @marpeta_rus

Анна Дычева-Смирнова, генeральный директор выставки InterCharm

Оксана Иванова, косметический химик, основательница бюро научно-технических разработок DOKA LAB, создатель бренда G.Love

Тийна Орасмяэ-Медер, врач-косметолог, основательница бренда Meder Beauty Science

Сергей Остриков, бьюти-предприниматель, создатель Ostrikov Beauty Publishing

Алексей Прокопов, к. м. н., директор корпорации «РОС-Химия»

Ольга Филиппова, директор направления разработок Aravia

Анна Хронина, эксперт по маркетингу Davines Russia

Автор: Анна Саакян

07 апреля 2021

реклама
AD