Практика

Права потребителя: как вести себя на бьюти-шопинге

Бьюти-блогеры делятся с читательницами Allure тайным знанием. В этом материале Александра Ромазина, автор блога axeoxe.com, объяснила с юридической точки зрения, на что мы имеем право во время бьюти-шопинга. 

реклама
AD
Ситуация первая. Вы выбрали себе тушь, сверились с цветом, маркой, а главное – с ценником. Приносите покупку на кассу, а там вам пробивают ее по цене выше той, которая значилась на ценнике. На ваше возмущение кассир пожимает плечами и предлагает вам в таком случае тушь «не покупать», иногда с пояснением, что сотрудники магазина «не успели поменять ценники» (неожиданно обновилась база, опечатались, не заметили, забыли исправить). Что делать? Искать другую тушь по устраивающей нас цене? Нет, требовать продать нам эту и именно по той цене, которая значилась на ценнике. Гражданский кодекс в статье 437 устанавливает, что ценник в торговом зале является публичной офертой. Оферта – это письменное предложение магазина вам, покупателю, приобрести товар. В ценнике-оферте уже содержится важное условие будущего договора купли-продажи между вами и магазином – это цена, менять которую задним числом магазин не вправе. Как не может он и отказаться продать вам товар на тех условиях, которые сам же и указал на ценнике, или требовать, чтобы вы отказались от покупки. Запомним главное: ценник первичен, компьютерная база магазина – вторична. Кассир обязан «пробить» вам тушь именно по той цене, которая значится на ценнике. 
Ситуация вторая. Вы купили крем, пришли домой, открыли банку – а из-под крышечки вам подмигнула пушистая зеленая флора. Вы попытались вернуть покупку, но в магазине вам сообщили, что крем относится к перечню товаров, не подлежащих возврату, поэтому вернуть его нельзя. Давайте разбираться! Такой перечень действительно существует, и крем фигурирует в нем под пунктом 3 (парфюмерно-косметические товары). Значит ли это, что мы не сможем вернуть просроченную банку в магазин? Как бы не так! Внимание продавца стоит обратить на полное название закона: «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену...» Запомним: «невозвратный» перечень распространяется только на качественные товары. 
Ситуация третья. По магазину вы передвигаетесь, как бдительный сапер по минному полю. Цель: покинуть торговый зал и не оставить позади себя то, что сотрудники магазина называют «боем». Вы стараетесь лишний раз не трогать хрупкие банки, но одно неловкое движение и.... По полу растекается благоухающая лужа, а к вам бежит разъяренный продавец. Что вы должны делать? Правильный ответ – ничего. Сотрудники магазина сообщили вам, что вы нанесли магазину настолько катастрофический и невосполнимый ущерб, что обязаны прямо немедленно его восполнить в кассу и покинуть заведение? Напомните им: согласно российскому законодательству, риск случайной гибели или повреждения имущества несет собственник имущества. Прочитать об этом продавец сможет в статье 211 Гражданского кодекса. Кто является собственником всего того хрупкого и бьющегося, что расставлено на полках? Конечно, сам магазин! Только после того, как вы, покупатель, передали кассиру деньги и получили в руки покупку и чек, на вас переходит риск гибели или повреждения купленного товара – вы стали счастливым собственником, поздравляем! Запомните простое правило: если вы случайно разбили, сломали или разлили товар в магазине, независимо от его цены, эксклюзивности и характера повреждений, магазин не вправе обязать вас заплатить за него ни полностью, ни частично. Вы разбили крышечку от флакона духов, и теперь продавец требует купить духи? Он также не прав. Магазин может заставить вас компенсировать ущерб только в одном случае – если вы пошли громить полки намеренно.

реклама
AD