Практика

Сладкий грех: все, что нужно знать о десертных ароматах

Они вкусные, аппетитные, гурманские. И очень модные. Анастасия Завозова решила выяснить, кому и почему нравятся духи, которые пахнут десертами.

реклама
AD
Я тебя съем! 
Недавно мне довелось брать интервью у аргентинского парфюмера Хулиана Беделя. В его библиотеке около ста ароматов, и все они представляют собой что-то вроде парфюмерного снимка действительности. То он разливает по бутылкам рыбу, пойманную на закате его братом, то ищет подходящие ароматические ноты для шума водопада в горах. Cреди них есть один, который называется Mbucuruya и пахнет убежавшим молоком и жженым сахаром. Бедель создал его для своей бывшей девушки, которая очень любила сладкое. 
Он даже рассказал мне забавную историю: «Моя бывшая подружка отвергала смелые, пряные ноты и обрадовалась, только когда получилось что-то похожее на mbucuruya – традиционный десерт из молока и маракуйи, который подают в аргентинской провинции Формоса. Пахнут духи – как чуть пригоревшая молочная каша с фруктами. Мне казалось, что для моей подруги – немки, высокой блондинки, с виду настоящей Брунгильды, – это странный выбор. Но позже я много раз наблюдал, как она заходила в лифт – и все мужчины сразу обращали на нее внимание. Еще бы, заходит в лифт этакая валькирия, а от нее пахнет молочной ­кашкой». 

От сладких запахов у мужчины возрастает либидо. Ваниль сводит их с ума, а если вы пахнете пончиками или тыквенным пирогом, так они и вовсе готовы на вас жениться.

Беделю показалось забавным, что рослая блондинка, истинная арийка, хочет пахнуть молочным десертом, но реакция большинства мужчин доказывает: сладкий запах для них и есть самый привлекательный запах женщины. 
В 2009 году ученые из чикагского Фонда исследований вкусов и запахов (The Smell and Taste Treatment and Research Foundation) доказали, что от сладких запахов у мужчин возрастает либидо. Журналисты перевели результаты научных изысканий на общедоступный язык: ваниль сводит сильный пол с ума, а если вы пахнете пончиками или пирогами, то они и вовсе готовы на вас жениться. Продажи ароматов с десертными нотами резко подскочили. Зачем выбирать сложный коктейль из пряно-древесно-восточных и еще бог знает каких нот, когда можно купить простой и понятный запах ванили с перспективой поймать в сети отличного парня? 
С учеными из Чикаго согласна и парфюмерный байер с 22-летним опытом Татьяна Кирилловская (beautydrugs.ru): «Сладкие ароматы покупают женщины, которые хотят соблазнить мужчину. Логика проста: пахнешь чем-то съедобным, вкусным – и тебя хочется съесть. Парфюм становится активным участником флирта. Популярные ноты таких ароматов – шоколад, ваниль и другие – известные афродизиаки. 
В нашем онлайн-магазине, например, бестселлером всех времен и народов стал аромат (I am), Sex Goddess от Neotantric. В нем ноты спелой малины и персика ­смешаны со ­сладкой ванилью­ и мускусом. 
Аромат часто покупают молодые женщины, которые активно ищут пару, и их можно понять – какой девушке не хочется стать секс-богиней? Хотя бы на одну ночь». 
Аппетитная история 
Что же такое гурманские ароматы и почему они нас привлекают? Начнем, как в школе, с определения. Впрочем, уже здесь мнения экспертов расходятся. «Есть искусство парфюмерии, а есть – флейвористики, и они все время спорят, – говорит парфюмерный химик Матвей Юдов. – Парфюмерия считает себя наукой, а флейвористику – забавами с простыми ароматическими композициями. Флейвористы же уверены, что парфюмеры уходят в ненужные сложности, а сами, грубо говоря, из молекул клубнику собрать не в состоянии. Мне кажется, что гурманские ароматы ближе к флейвористике. Это понятные парфюмы с очевидным запахом десерта. Не нужно долго думать, чтобы понять: это запах ванили, а это – кокоса». 
С Матвеем согласна и специалист по парфюмерным композициям Firmenich Любовь Берлянская: «Гурманские ароматы – в первую очередь десертные. До появления знаменитого аромата Angel единственными вариациями на тему гурманских ароматов были амброво-древесные, бальзамические. При этом пахли они скорее амброй и ванилью, а не чем-то съедобным». Яркий пример – Shalimar от Guerlain. 

Только очень яркие сладкие запахи, вроде густого запаха шоколада, могут действительно повысить аппетит. А вот запахи нейтрально-сладкие – ванильный или банановый – могут даже способствовать его снижению.

Парфюмер Галина Анни готова расширить определение: «Гурманские ароматы – те, что пробуждают в нас кулинарные, кондитерские страсти, цепляют наши вкусовые рецепторы. Сначала очевидные запахи – ваниль, шоколад, кофе, карамель. Второй уровень – специи: кардамон, корица, кориандр, шафран. Потом – сладкие и экзотические фрукты. Они у российского покупателя тоже ассоциируются с гурманством». Даже если не проводить четких границ между запахом пирожных и специй, то понятно: гурманские ароматы пахнут едой. Причем едой, которая во все времена ассоциировалась с соблазном и искушением: восточными пряностями, «запретными» пирожными, чарующим кофе, «сексуальной» ванилью и вечным, бесконечно сладким шоколадом. 
«В отдельный класс гурманские ароматы выделили в 1992 году, когда вышел аромат Angel от Thierry Mugler, – рассказывает Матвей Юдов. – За его сладость отвечает вещество этилмальтол, которое пахнет сладкой ватой и жженым сахаром (парфюмер Оливье Кресп, автор Angel, решил воскресить в нем свои детские воспоминания: ароматы Рождества, елки, пирожных с корицей и сладкой ваты. – Прим. ред.). В аромате Angel этилмальтола аж 0,5 %. Это очень много! Поэтому для баланса туда добавлено целых 30 % масла пачулей. Эффект, который аромат произвел на рынке, был сногсшибательным. Это единственный в парфюмерной истории аромат, которому удалось потеснить в продажах Chanel № 5». 
«Сама молекула этилмальтола была открыта в 1969 году, но тогда запах в моду не вошел, потому что популярны были свежие, зеленые, шипровые ароматы», – говорит Галина Анни. Неужели до девяностых годов прошлого века никому не хотелось пахнуть чем-то съедобным? Хотелось, конечно, но тогда эти ароматы считались восточными, а не «калорийными». 
«Первый раз синтетический ванилин появился в герленовском Jicky, – рассказывает Матвей Юдов. – Тогда, в 1889 году, это был прорыв в парфюмерии. Тем не менее использование ванилина (и синтетического, и натурального) было сильно ограничено, поскольку со временем он вызывает потемнение цвета духов. В 1920-е годы прошлого столетия его вытеснил аналог – этилванилин, который пахнет в четыре раза интенсивнее и меньше коричневеет. В наше время в арсенале парфюмеров есть и другие вещества, лишенные недостатков ванилина». 
Парфюмерный дом Guerlain в 1925 году создал первый, самый известный гурманский аромат – легендарный пахнущий мадагаскарской ванилью восточный Shalimar. О нем создатель Chanel № 5 Эрнест Бо, вздыхая, говорил: «Когда я работаю с ванилью, у меня получается заварной крем, когда за ваниль берется Жак [Герлен], он создает Shalimar». 
«Потом можно вспомнить разве что Tabu Dana, вышедший в 1932 году, – говорит Галина Анни, – с нотами сухофруктов, меда, оттенками табака для кальяна. Но вплоть до начала 1990-х в моде царили цветочные и свежие ароматы. Гурманский бум наступил с появлением Angel. Правда, в девяностые он конкурировал с популярной тогда же молекулой колон, отвечавшей за тренд акватической свежести». 
«Эти тренды до сих пор борются за популярность, – подтверждает Любовь Берлянская. – Знаете, какие два аромата входят в десятку самых продаваемых в России? Свежий Light Blue от D&G и La Vie est Belle от Lancôme, который построен на запахе конфет пралине. Наши парфюмерные вкусы отличаются, например, от той же Франции. Там женщины могут годами носить не самые простые для восприятия теплые амбровые ароматы. Мы же до недавних пор предпочитали свежие, легкие, цветочные запахи. 
Последние несколько лет си­туация стала меняться. Россиянки начали воспринимать древесные ноты, стали популярнее восточные и яркие цветочные композиции, хотя цветочно-фруктовая группа лидирует по-прежнему. В будущем наш рынок завоюют ароматы, похожие на Sensations от Estée Lauder: древесные нотки, разбавленные чем-то сладким. Если пять лет назад покупатели интересовались «чем-то свеженьким», то сейчас больше склоняются к композициям, в которых сладость этилмальтола чем-то разбавлена – как в аромате Candy от Prada, где ноты пралине уравновешены ирисом, или в La Petite Robe Noir от Guerlain с карамелизованным запахом цветов и вишни. Выходит, что десерты и в ароматах становятся диетическими». 
Еда на твоей коже 
Когда мы встречались с Галиной Анни, которая создает духи из натурального парфюмерного сырья, она дала мне вдохнуть аромат абсолюта какао-бобов. Честно скажу, я, как Алиса из Страны чудес, искала – не написано ли где на пузырьке: «Съешь меня!» Я бы съела. 
А Татьяна Кирилловская рассказала мне историю про одного известного ресторатора, который постоянно заказывал у нее духи и ароматы для дома с двумя основными нотами: шоколада и свежеиспеченного хлеба, потому что именно эти два аромата увеличивали наплыв посетителей в его рестораны. Не удивительно, что я задалась вопросом, не могут ли «калорийные» запахи довести до кондитерской: надушишься с утра каким-нибудь Chocolate Greedy от Montale, а через час очнешься с шоколадным тортом в зубах? Если даже популярные гурманские ароматы становятся диетическими, не значит ли это, что от запаха шоколада или ванили действительно можно захотеть настоящих сладостей? 
«Когда появился Angel, – вспоминает Галина Анни, – все вдруг поняли, что им не хватало чего-то сладкого. Особенно это было актуально для России в суровые девяностые. Я помню, какое впечатление он произвел, когда я впервые услышала его в 1994 году. Это был настоящий шок. Что касается современных духов, то формула простая: если гурманская нота шоколада дополнена такими же съедобными нотами – например, апельсина, то высоки шансы, что вам действительно захочется есть. А если гурманские ноты уходят в сторону чего-то восточного, более сложного и пряного, то за фигуру можно не переживать». 
Кроме того, сладости сладостям рознь. Еще в 1995 году американская исследовательница Сьюзан Ларк доказала, что только очень яркие сладкие запахи, вроде густого запаха шоколада, могут действительно разжечь аппетит. А вот запахи нейтрально-сладкие, ванильный или банановый, могут даже способствовать его снижению. 
Так или иначе гурманские ароматы играют на двух основных инстинктах – желании секса и еды. Когда я ходила в школу сомелье, нам объясняли, почему в мире так популярны сладкие игристые вина. Потому что сладкий вкус – это то, что ребенок понимает первым, это самый простой вкус, над которым не надо долго думать. Так же обстоит дело и с нашей любовью к тортам: пирожное с кремом – это не молекулярная кухня, которую надо разгадывать. Ешь его – и сразу наслаждаешься. Гурманские духи – это пирожные, от которых не толстеют, афродизиаки, привлекающие мужчин, понятные, проверенные временем ароматические ­сочетания. 
Что надеть на свидание? Маленькое черное платье и запах ванили.

реклама
AD