Помнится, Кэрри Брэдшоу (нет, мы никогда не устанем ее цитировать) размышляла о том, что влюбленным хорошо бы меньше рассуждать и больше целоваться. Потому что разговоры об отношениях рано или поздно приводят к ссорам. Настоящие, невыдуманные эксперты с манхэттенской всезнайкой в корне не согласны. «Ситуации, которые вас беспокоят, нужно сразу проговаривать, не стоит доводить до точки кипения», — советует психолог, сертифицированный тренер Университета Дейла Карнеги (США), эксперт по межличностным отношениям Роман Козаченко. А психолог и бизнес-тренер Ольга Юрковская и вовсе уверена: «Правильно пройденная ссора только укрепляет отношения». Осталось дело за малым: выяснить, как же это — ссориться «правильно» (и возможен ли подобный расклад в принципе?).
Когда оба партнера довольны друг другом, когда в их жизни нет проблем и разногласий, легкость в общении появляется сама по себе, без каких-либо усилий. И не удивительно, что уже после первой ссоры эта легкость куда-то исчезает: в конфликтах люди раскрываются глубже, именно в такие моменты обнаруживаются слабые стороны человека, странности и некоторые пороки. Чтобы прожить конфликт достойно, не потеряв при этом лицо, Ольга Юрковская советует заранее продумать, чего конкретно вы хотите добиться, какие преследуете цели. И двигаться именно в этом направлении, не отвлекаясь на лишние эмоции: «Лучше воспринимать назревающую ситуацию не как ссору, а как переговоры: представьте на месте партнера своего начальника — тогда вы сразу поймете, какие выражения и слова не стоит использовать».
Холодный расчет и минимум эмоций помогут и непосредственно в процессе спора. Ольга Юрковская констатирует: «Любые эмоциональные проявления — крики, ультиматумы, слезы — только усугубят ситуацию. Необходимо понимать, что конфликт — средство выявления разногласий и их разрешения, а не способ «спустить пар» на партнера».
Если скандал получился-таки грандиозным, вернуть былую непринужденность в общении тоже можно. Ольга в таких случаях предлагает клиентам проанализировать конфликт и, вместо того чтобы обижаться, придумать разумный выход из ситуации: «Очень важно сохранить максимум спокойствия и объективности, дистанцироваться от любого негатива и агрессии, чтобы оппонент получил ясный посыл — при таком поведении он лишается собеседника. Не заканчивайте разговор обвинениями, напротив, даже если вы обижены, скажите, что надеетесь на лучшее и верите в компромисс. Можно также упомянуть о том, что человек получит, если пойдет вам навстречу, — у партнера должна быть мотивация, чтобы изменить свое поведение».
«Чтобы споры и разногласия не стали причиной недельного сидения по разным углам, стоит помнить о запрещенных приемах», — объясняет наш эксперт Роман Козаченко. И выделяет несколько ситуаций, которые могут лишь усугубить конфликт.
Зрители
Переход на личности
Былые обиды
Додумывание
Бойкоты
Оправдания
Фото: Кадр из фильма «Развод по-американски»