Как правильно ссориться, чтобы укрепить отношения

Даже образцовые влюбленные не застрахованы от ссор. Принимаем это за аксио­му, учимся скандалить конструктивно, радуемся целости и сохранности нервных клеток и фамильных сервизов.
Ссоры в отношениях правила конструктивного диалога в паре

Кадр из фильма «Развод по-американски»

Совет другу: не пытайтесь примирить двух спорщиков в разгар ссоры. Агрессия в этом случае будет перенаправлена в ваш адрес.

Помнится, Кэрри Брэдшоу (нет, мы никогда не устанем ее цитировать) размышляла о том, что влюбленным хорошо бы меньше рассуждать и больше целоваться. Потому что разговоры об отношениях рано или поздно приводят к ссорам. Настоящие, невыдуманные эксперты с манхэттенской всезнайкой в корне не согласны. «Ситуации, которые вас беспокоят, нужно сразу проговаривать, не стоит доводить до точки кипения», — советует психолог, сертифицированный тренер Университета Дейла Карнеги (США), эксперт по межличностным отношениям Роман Козаченко. А психолог и бизнес-тренер Ольга Юрковская и вовсе уверена: «Правильно пройденная ссора только укрепляет отношения». Осталось дело за малым: выяснить, как же это — ссориться «правильно» (и возможен ли подобный расклад в принципе?).

Завязка

Когда оба партнера довольны друг другом, когда в их жизни нет проблем и разногласий, легкость в общении появляется сама по себе, без каких-либо усилий. И не удивительно, что уже после первой ссоры эта легкость куда-то исчезает: в конфликтах люди раскрываются глубже, именно в такие моменты обнаруживаются слабые стороны человека, странности и некоторые пороки. Чтобы прожить конфликт достойно, не потеряв при этом лицо, Ольга­ Юрковская советует заранее продумать, чего конкретно вы хотите добиться, какие преследуете цели. И двигаться именно в этом направлении, не отвлекаясь на лишние эмоции: «Лучше воспринимать назревающую ситуацию не как ссору, а как переговоры: представьте на месте партнера своего начальника — тогда вы сразу поймете, какие выражения и слова не стоит ­использовать».

Кульминация

Холодный расчет и минимум эмоций помогут и непосредственно в процессе спора. Ольга­ Юрковская констатирует: «Любые эмоциональные проявления — крики, ультиматумы, слезы — только усугубят ситуацию. Необходимо понимать, что конфликт — средство выявления разногласий и их разрешения, а не способ «спустить пар» на ­партнера».

Развязка

Если скандал получился-таки грандиозным, вернуть былую непринужденность в общении тоже можно. Ольга в таких случаях предлагает клиентам проанализировать конфликт и, вместо того чтобы обижаться, придумать разумный выход из ситуации: «Очень важно сохранить максимум спокойствия и объективности, дистанцироваться от любого негатива и агрессии, чтобы оппонент получил ясный посыл — при таком поведении он лишается собеседника. Не заканчивайте разговор обвинениями, напротив, даже если вы обижены, скажите, что надеетесь на лучшее и верите в компромисс. Можно также упомянуть о том, что человек получит, если пойдет вам навстречу, — у партнера должна быть мотивация, чтобы изменить свое поведение».

Не пробуйте повторить это дома

«Чтобы споры и разногласия не стали причиной недельного сидения по разным углам, стоит помнить о запрещенных приемах», — объясняет наш эксперт Роман Козаченко. И выделяет несколько ситуаций, которые могут лишь усугубить конфликт.

Зрители

Фраза, брошенная в споре наедине, может остаться лишь вырвавшимися на эмоциях словами и быстро забудется. Эта же фраза, сказанная при свидетелях, способна серьезно задеть самолюбие партнера.

Переход на личности

Согласитесь, что фразы «Ты никогда не выносишь мусор!» и «Мне неприятно видеть полное мусорное ведро» настраивают на разный лад беседы? Используйте в спорах так называемые «я-сообщения», то есть говорите человеку о том, что вы чувствуете, что вы думаете, какие у вас потребности и желания, какая у вас реакция на его поступки или слова. Отличие «я-сообщений» от «ты-сообщений» в том, что в первом случае вы говорите лишь о себе и своих чувствах, не манипулируя, не обвиняя и не критикуя.

Былые обиды

Не стоит в спор о мусорном ведре­ вплетать забытый день рождения тещи и привычку прятать носки за батарею. Если же причиной скандала стала совокупность поводов и у вас, что называется, «накипело», — признайтесь себе честно: ваше молчание и нежелание проговаривать неприятные ситуации по мере их возникновения тоже стали причиной срыва. А значит, виноват не только партнер, но и вы сами.

Додумывание

Прежде чем сделать выводы из спорной ситуации, не поленитесь лишний раз переспросить и уточнить — все ли вы верно поняли. Наезды и обвинения вызывают агрессию, а вот простые вопросы помогают оппоненту — в том числе глубже анализировать свои действия­.

Бойкоты

Хлопнув дверью, вы, возможно, решите проблему на время. Но поскольку такое решение построено на манипуляции и к конструктиву вы так и не пришли, проблема будет всплывать снова и снова.

Оправдания

Во время конфликта вы можете наговорить лишнего. Не стоит потом, после примирения, оправдываться за свои слова. Оправдывается ребенок перед родителями, а взрослое поведение — это принести извинения, выразить искреннее сожаление, объяснить, что это были просто эмоции и вы учитесь ими управлять.

Фото: Кадр из фильма «Развод по-американски»