Левостороннее движение: главные причины супружеских измен

Объясняем на пальцах, почему мужчины изменяют, что делать и кто виноват.
Левостороннее движение главные причины супружеских измен

Кадр из фильма "Матч-пойнт"

Психолог Мария Андреева вспомнила три типичных случая измен из собственной практики (все имена вымышленные, совпадения случайны) и объяснила, что же там с психологической точки зрения произошло.  «Но имейте в виду: отношения — не бизнес-процесс, в них невозможно просчитать все шаги наперед, — говорит Мария, — cкорее, к ним нужно относиться как к творчеству, быть гибкими. Можно учесть чужой опыт, но не стоит воспринимать его как прямое руководство к действию: рецепта, подходящего всем, не существует».

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «МАТЧ-ПОЙНТ»

СХОД-РАЗВАЛ

Ира и Павел познакомились еще студентами и поженились, едва окончив институт. Жили долго и счастливо двенадцать лет — до тех пор, пока он не начал допоздна задерживаться на работе и по несколько часов пропадать в спортзале. Дополняли картину постоянные ссоры по пустякам.  Ира, разумеется, почуяла неладное, но отказывалась верить в до смешного банальный сценарий. Когда Павел стал забирать в душ мобильный телефон, она решила задать прямой вопрос — и получила столь же прямой ответ. Муж признался, что уже полгода встречается с другой и хочет ­уйти к ней. Семья распалась.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «МАТЧ-ПОЙНТ»

Что это было? Часто появление внешнего партнера означает, что брак устарел. Так бывает, например, когда люди женятся в очень молодом возрасте, а повзрослев, обнаруживают, что их не связывает ничего, кроме совместного быта.  Жить в таких отношениях не имеет смысла, а честно признаться себе и друг другу, что порознь будет лучше, чем вместе, способны единицы: многолетний брак — стабильная система, разрушить которую трудно.  В этом случае связь на стороне используется одним из партнеров (осознанно или не очень) как повод к расставанию.

Когда происходит измена, всю ответственность за разрушение семьи возлагают на одного человека. На самом деле виноваты всегда оба партнера.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «МАТЧ-ПОЙНТ»

ДИВАН, ТАПКИ

Ольге и Роману по сорок лет, пятнадцать из них они вместе. Четыре года жили в гражданском браке, сыграли свадьбу,­ когда решили, что готовы иметь детей. Родился сын. Ольга ушла с работы, занялась ребенком и домом. Размеренная жизнь ее полностью устраивала.  Спустя семь лет она обнаружила в соцсети фото Романа в компании незнакомой девушки. Была измена или нет, Ольга так и не узнала. Но муж стал все чаще заводить разговоры о том, что семья потеряла для него смысл. Она успокаивала его: «Ребенок растет, дома тепло и уютно». Увещевания не помогали.  Как-то раз, неожиданно для самой себя, Ольга решила пойти в театр — одна. За годы брака она если и выходила «в свет», то только вместе с мужем. Роман же принимал их совместный досуг как должное.  Отсутствие жены рядом было так непривычно, что он завалил ее эсэмэс­ками, пока шел спектакль, а после вышел ее встречать. Спустя время Ольга увлеклась керамикой, у нее появились покупатели. Муж о бессмысленности совместной жизни больше не вспоминал.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «МАТЧ-ПОЙНТ»

Что это было? Излишняя близость — ко­гда отношения ме­ж­ду мужчиной и женщиной превращаются в родственные — убивает влечение. Сексуальное притяжение возникает там, где есть разница потенциалов, но когда люди живут вместе, зачастую они перестают эту разницу чувствовать. В такой родст­венной связи много тепла, безопасности, уверенности в другом ­человеке. Это удобно — и очень скучно. В результате мужчины нередко находят кого-то на стороне.  Именно это произошло с Ольгой и Романом — полное слияние. Поэтому, когда она решила пойти куда-то без мужа — впервые за многие годы, — это произвело эффект разорвавшейся бомбы.  Чтобы в отношениях не исчезал электрический ток, у женщины, в то время когда она не занята мужем, должна быть своя богатая жизнь: увлечения, детско-родительские тусовки, друзья, любимая работа — то, во что мужчину не втягивают и не особенно посвящают. В это время она свободна от мужа, а он понимает, что он не единственный «свет в окошке», что для него тоже есть зона свободы. Это помогает держать дистанцию, необходимую для сохранения интереса друг к другу.

Есть миф, что идеальная жена должна во всем потакать мужу. Эта стратегия обычно заканчивается тем, что он уходит к другой. Потому что становится скучно.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «МАТЧ-ПОЙНТ»

НИЧЕГО ЛИЧНОГО, ПРОСТО БИЗНЕС

Марина и Владимир женаты тринадцать лет. Оба всегда были увле­чены карьерой и всегда поддерживали друг друга в этом. Марина была уверена, что ее образ жизни не проблема для мужа, до тех пор, пока он не объявил о своем решении уйти. Она не стала его удерживать, но попросила объяснить, что такого он нашел­ в другой женщине, чего нет у нее. «Она твоя полная противоположность, — сказал муж. — Ты брюнетка — она блондинка, для тебя главное — работа, а она любит меня, я для нее все».  Они не виделись два месяца. Он навещал ребенка, но Марина все организовывала так, чтобы не встречаться с мужем. Однажды она сама открыла ему дверь. Владимир едва узнал жену: она похудела на десять килограммов, перекрасилась и вставила цветные линзы. Напекла пирогов, накормила его обедом. В тот же день он собрал свои вещи и вернулся домой.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «МАТЧ-ПОЙНТ»

Что это было? Этот случай — противоположность предыдущему. Марина с головой погрузилась в бизнес, семья перестала быть для нее жизнью. Всепоглощающее увлече­ние работой больше свойственно мужчинам; Марина как бы ушла в мужской мир, утратила женственность.  Владимир перестал чувствовать себя рядом с ней мужчиной и нашел женщину, которая давала ему то, чего недоставало в семье. У Марины не было разрушительных эмоций по поводу измены — она вообще не слишком эмоциональный человек. Но поняв, что ей дороги эти отношения, она не захотела их терять.  Это банально, но мужчину нужно периодически удивлять, именно так Марина и поступила. Впоследствии она не бросила работу, но стала уделять больше внимания семье. Важно понимать, что она не ломала себя, не стремилась превратиться в кого-то другого, скорее, вернула себе какую-то свою часть, которая была оставлена за ненадобностью. Но если единственный способ удержать человека рядом — это перестать быть собой, значит, отношения исчерпали себя, бороться за них нет смысла.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «МАТЧ-ПОЙНТ»

РАЗБОР ПОЛЕТОВ

ТРИ ФАКТА ОБ ИЗМЕНЕ, ­КОТОРЫЕ ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ**:**

  • Измена — симптом поломки в отношениях, а не ее причина. Если у одного из парт­неров возникает связь на стороне, значит, в семье уже что-то было не так. Хорошая новость: практически любую ситуацию можно починить — главное, найти силы справиться с эмоциями и начать работать над отношениями.
  • Вопреки расхожему мнению, мужчины не заводят парт­нершу на стороне только ради секса, даже самого феерического. Часто секс вообще ни при чем. Всегда есть нечто большее, чего не хватало в других отношениях: зона свободы или, наоборот, внимание и забота.
  • Голый секс может быть причиной измены: захотелось свежих ощущений, не смог устоять — бывает. Если в семье все хорошо, такие приключения не превращаются в долгоиграющий роман и заканчиваются вместе с оргазмом. Часто мужчины не считают это изменой ­вовсе, а жены никогда о них не ­узнают.