Годный контент: как у блогеров воруют идеи и даже лица

В плагиате замечены модные бренды, гиганты онлайн-шопинга, а также другие блогеры.
Годный контент как у блогеров воруют идеи и даже лица

Все мы знаем, что социальные сети открыли для креативных людей невероятное количество возможностей. Можно стать знаменитым, придумав какую-то оригинальную фишку в видео, классно стилизуя вещи или делая красивые фото. Но что если вашими идеями воспользуется кто-то другой, более крупный и влиятельный, и заработает на этом деньги и социальный капитал, а вы так и останетесь в тени? Обвинения в плагиате часто случаются между дизайнерами, но если с материальными вещами доказать авторство немного легче, то в пространстве тиктока и инстаграма границы гораздо более размыты.

Подготовка каждой рекламной кампании, показа, шоу начинается с мудборда, над которым порой работают несколько человек — как интерны, так и более опытные люди в компании. Они находят интересные примеры, которые потом станут источниками вдохновения, — это может быть кино, клипы, живопись, фотографии, яркие аккаунты в тиктоке и инстаграме. Проблема возникает, когда на уровне одобрения финальной идеи не проверяют ее уникальность и происхождение. Так, одни из самых известных инфлюенсеров в Нью-Йорке Young Emperors начали делиться с подписчиками копиями своих работ под хештегом #iamnotamoodboard. У креативной пары более 200 тысяч фолловеров и коллаборации с Fendi, Prada, Marine Serre, Marc Jacobs, Salvatore Ferragamo, Paco Rabanne в портфолио. Несколько недель назад Louis Vuitton опубликовали свой новый видеокампейн, точь-в-точь похожий на видео со страницы Young Emperors. Такой же тактикой воспользовались Scotch & Soda, признавшись, однако, в комментариях, что Young Emperors являются их вдохновителями. Где же проходит граница между источником вдохновением и копией?

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

TikTok content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Опальный блогер и дизайнер WeWoreWhat Даниэль Бернштейн прославилась не только своим стилем, но и копированием начинающих дизайнеров, тиктокеров и всех, кого только можно. Один из недавних скандалов связан с тиктокером @kelsey_kotzur. Даниэль полностью скопировала не только наряды, показанные Келси, но и стиль фотографий. Причем происходили такие «совпадения» меньше, чем через сутки после появления оригиналов. Чтобы избежать волны гнева 2,5-миллионной аудитории, Даниэль просто отключила комментарии к этим постам. Чуть раньше одна из подписчиц Келси указала на то, что необходимо подписывать источник вдохновения. «Великие умы мыслят одинаково», — ответила Бернштейн и удалила комментарии возмущенных подписчиков. У самой Келси 100 тыс. подписчиков в тиктоке, где она рассказала о происшедшем, — и десятки людей написали ей в ответ, что Даниэль воровала идеи и у них, но они не решались сказать об этом.

TikTok content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Некоторые бренды, например, Balenciaga, изначально построили свой концепт на иронии и копировании. Прошлым летом они опубликовали видеокампейн под названием Real Balenciaga, вдохновленный заставкой к шоу «Семейство Кардашьян». Он сразу же оказался на странице Diet Prada, которые известны своими обличительными постами в инстаграме. Но в рекламной кампании Balenciaga такая копия сработала, не вызвав волны возмущения. Юмор — важнейший ключ к успеху в политике копирования.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

А вот другой пример: в конце марта 2021 года Эдисон Раэ, 20-летняя американская певица с более чем 80-миллионной аудиторией в тиктоке, станцевала восемь популярных тикток-танцев на шоу Джимми Фэллона. Авторы этих танцев были возмущены тем, что их имена указали лишь в комментариях к видео на YouTube, а главное — что они не удостоились приглашения на шоу. Эдисон пришлось извиняться и обещать, что в будущем она, возможно, сделает коллаборацию с талантливыми тинейджерами. Как вы понимаете, после этого волна обвинений пошла еще дальше: Эдисон обвинили в расизме, ведь она белая девушка, а большинство авторов танцев — афроамериканцы. Но в таких скандалах есть и позитив: благодаря им увеличивается осведомленность творческих людей, как уважительно обращаться с талантами и давать им шанс за пределами соцсетей.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

TikTok content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Другая интересная ситуация произошла в Чикаго, где две девушки, Рози Клейтон и Джен Лейк, ведут идентичные страницы в инстаграм. Когда-то они были подругами, однако дружба распалась, а общие интересы остались. В 2017 году Джен в своем блоге «Модные шарады» сделала обвинительный пост против копирования ее стиля и контента, разместив фотографии Рози в идентичных образах. Когда к Клейтон обратились журналисты, она сказала, что просто публикует модные вещи, которые нравятся многим женщинам. Так как девушки очень популярны, чикагские журналисты провели целое расследование и обнаружили, что девушки действительно перенимают идеи друг у друга. Например, Лейк начала тренд на каламбурные подписи, а Клейтон переняла его; позже Клейтон начала надевать белые очки, а Лейк пару месяцев спустя решила сделать то же самое. Их ленты с эксцентричными нарядами, яркими граффити-стенами в качестве фона и похожей обработкой, действительно, сложно отличить друг от друга. Особенно комично, что это происходит в одном городе и война продолжается уже несколько лет. Джейн со своими 179 тысячами подписчиков все же лидирует против 115 тысяч у Рози.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Кража идей — это еще не все. У Люси Кэселика, бьюти-ютубера из Нидерландов с почти миллионом подписчиков, украли... лицо. Люси нашла свой портрет на сайтах Amazon и AliExpress. Люси создает видеотуториалы по прическам, поэтому тематический магазин просто сделал скриншот с лицом Люси из одного ее видео и теперь девушка «продает» накладные челки. Несмотря на жалобы, руководство онлайн-платформ игнорировало проблему, пока Люси не создала обличительное видео. Ютубер заказала накладную челку и примерила ее, поделившись абсурдной ситуацией со своим подписчиками. Метод сработал: воришки молча убрали изображения Люси с сайтов.

Раньше вопросы плагиата решались в судах — но сейчас, как мы видим, публичность работает не хуже (и это классно, потому что у блогеров зачастую нет денег судиться — особенно с корпорациями). И еще одно действенное оружие — это юмор.

Вдохновляться чужими идеями — нормально, когда «крадешь, как художник»: не копируя, а осмысляя по-своему. Ну для брендов есть выход еще проще: нанять инфлюенсера на роль креативного директора под определенный проект, если им так понравилась его концепция, или пригласить поучаствовать в кампейне.

Фото: Youtube: @Loepsie