Тенденции

Поносил сам, дай поносить другому: что такое сервис аренды одежды и почему за ним будущее

Если раньше в аренду сдавали вечерние платья и карнавальные костюмы, то сейчас это происходит с повседневной одеждой.

реклама
AD

Сегодня человек потребляет на 400 % больше одежды, чем 20 лет назад. Ежегодно производится 150 млрд предметов гардероба. Этого достаточно, чтобы каждый житель Земли ежемесячно обзаводился одной-двумя новыми вещами. По прогнозам, к 2030 году потребление одежды и обуви увеличится с 62 до 102 млн тонн. Поводов для радости здесь мало — чем больше производится вещей, тем сильнее ущерб окружающей среде. Что же делать? Наряжаться во что-то новое хочется всегда, но и об экологии тоже задумываешься. Независимые сервисы, потребители и даже крупные бренды склоняются к тому, что лучшим выходом из этой ситуации может стать аренда одежды. Как это работает, специально для Glamour разбиралась автор телеграм-канала о ресейле «Ничего нового» Таня Нудельман.

Все прогрессивное мировое сообщество сегодня переходит на сторону осознанного потребления, среди главных слов 2021 года — «ресейл», «вторичное потребление», «экофрендли», «sustainable». У голливудских кинозвезд уже несколько лет как стало хорошим тоном выходить на красную дорожку в винтажных или арендованных нарядах.

На фоне тренда на вторичное потребление по всему миру возникают стартапы, предлагающие аренду одежды. Их главное отличие от предшественников — «салонов проката» с вечерними платьями и маскарадными костюмами — заключается в том, что сегодня арендовать предлагают вещи на каждый день.

Давайте посмотрим, что происходит с сервисом аренды одежды в Европе, США и Китае, и примерим на себя эту актуальную и экологичную альтернативу покупке одежды в магазине.

Rent the Runway

Пионер арендного бизнеса одежды — нью-йоркская Rent the Runway — предлагает возможность подписки, как на Netflix: за $159 клиентки могут оформить подписку на вещи и неограниченное количество раз брать в аренду спортивную, повседневную и деловую одежду.

В Rent the Runway всего за $50-200 можно также арендовать на срок до четырех дней уникальные платья стоимостью тысячи долларов. В цену заложена доставка до двери и затраты на чистку после каждого заказа. На случай повреждения вещей в цену аренды включена страховка — $5.

Девиз компании — «Rent, Reduce, Reuse», что значит «Арендуй, сокращай вред окружающей среде, используй повторно».

My Wardrobe HQ

В Великобритании тоже есть свой лидер в области фэшн-аренды — маркетплейс My Wardrobe HQ. Компания включает в свой каталог вещи от независимых комитентов, а также работает со стоками брендов. Курьерскую доставку и чистку вещей после каждого заказа компания берет на себя, при этом использует озоновую очистку — процесс, который устраняет бактерии и вирусы, популярный сейчас по понятным причинам. Если вы арендовали вещь и она вам понравилась, вы всегда можете приобрести ее дешевле первоначальной розничной цены.

«Рассматривать свой гардероб как источник дохода — довольно перспективная идея», — говорит экс-директор британского бренда Topshop Джейн Шепердсон, основатель My Wardrobe HQ. Она считает, что аренда дизайнерских вещей даст людям возможность носить красивую и качественную одежду, обувь и аксессуары, которые они не могут себе позволить приобрести. Например, многим женщинам проще взять в аренду дизайнерское платье и пару туфель Jimmy Choo за 60 фунтов (около 5000 рублей), чем покупать все то же самое за несколько сотен фунтов (около 20 000 рублей) — ради того, чтобы надеть всего пару раз.

YCloset

Третий крупный игрок на рынке аренды одежды родом из Азии: YCloset — китайская платформа, основанная в 2015 году. Сервисом в основном пользуются женщины от 22 до 30 лет. На платформе миллионы зарегистрированных пользователей, которые за фиксированную плату получают возможность арендовать неограниченное число предметов одежды. Как правило, на подобных платформах арендаторы быстро становятся арендодателями и наоборот. Люди думают: «Почему бы мне не заработать на аренде того, что я сам не планирую носить?».

От сервисов по аренде одежды не отстают и ресейл-платформы, включая аренду в набор своих дополнительных услуг.

Rebag

Так, например, американский ресейл-проект Rebag одним из первых запустил аренду культовых сумок: участники программы Rebag Infinity Exchange могут купить сумку, поносить полгода, а затем вернуть и получить 70 % от ее стоимости. Их слоган звучит так: «С Rebag Infinity вы можете попробовать что-то новое без каких-либо обязательств. Переходите от одной сумочки или аксессуара к другому и прощайтесь с моногамией в мире люксовых брендов».

Вы спросите, а что же в России? Как же нам с вами побыть хоть немного «Эмили в Париже» — чтобы каждое утро в новом наряде? И при этом не тратить на одежду десятки тысяч и не занимать место в квартире. За арендой одежды пока придется ехать в Москву и Санкт-Петербург.

Spin4Spin

В Москве, на заводе «Арма», расположен шоу-рум Spin4Spin. Амбициозный молодой проект предлагает в аренду актуальный стритвир и вещи авангардных люксовых брендов, таких как Saint Laurent, Yohji Yamamoto, Сomme des Garcons, Balenciaga, Supreme. Основные клиенты Spin — мужчины, хотя есть и унисекс-коллекции, которые вполне подойдут девушкам. Cтоимость аренды в среднем — от 1000 до 4500 рублей за 3 дня. Предлагаются брендовые подиумные вещи — от классики Saint Laurent до моделей в стиле апсайклинг бренда Greg Lauren. Цены зависят от рыночной стоимости и категории: например, бархатный пиджак Haider Ackermann или пиджак Saint Laurent из коллекции Эди Слимана будут стоить 4000₽, унисекс-рубашка Balenciaga — 1500₽, а классические брюки из подиумной коллекции Thom Browne — 1000 рублей.

Сервис аренды Spin4Spin пользуется большой популярностью у стилистов, которые работают со звездами и инфлюенсерами, а также у художников по костюмам, продюсеров, фотографов.

В Spin подбирают луки для Элджея, Rakhim, Slava Marlow, Егора Крида, Рокета и многих других звезд. Команда Spin стилизовала образы Антона Криворотова в шоу «Холостяк», а также для видео «Самый короткий подкаст» Гоши Карцева с участием Чумы Вечеринки и Жени Калинкина.

Dress up Bar

Еще один московский проект аренды одежды Dress up Bar запустила cелебрити-стилист Лина Дембикова. Здесь в аренду можно взять вечернее платье на любой вкус, клатч, аксессуары. Цены — от 1500 до 8000 рублей. Также в Dress up Bar есть свой бьюти-бар, в котором можно подготовиться к девичнику или светской вечеринке.

Вот, что о своем проекте говорит сама Лина Дембикова: «В какой-то момент я задумалась над тем, что девушкам очень дорого собираться на мероприятия: платье, макияж, укладка. А ведь поводы случаются часто: то день рождения, то корпоратив, а свидание вообще может быть три раза в неделю. Захотелось сделать процесс сборов более экономичным, а еще быстрым и удобным. Все эти точки соединились воедино, и родилась идея создания Dress Up Bar».

Сервис аренды повседневной одежды МО

В Санкт-Петербурге есть замечательный онлайн-сервис аренды повседневной одежды МО, где предлагают одежду на каждый день от актуальных российских брендов. Срок аренды — 2 недели, и это не случайно. За это время вещь еще не успеет запачкаться, а после команда сервиса ее самостоятельно отпарит, починит, отдаст в химчистку. И к следующему клиенту вещь приедет чистая и выглаженная.

Доставляет всё курьер в сумке, специально сконструированной основательницей МО. В ней удобно переносить вещи или вешать их на вешалку, не вынимая из сумки. А еще в MO есть страховка. Если с вещью случилась неприятность — пролилось кофе, оторвалась пуговица, вам не выпишут вам никаких штрафов, а всё сами почистят и починят.

Основательница МО Ксения Лушникова рассказывает: «Меня всегда раздражала необходимость ходить по магазинам, и еще больше раздражало, когда ничего не находишь, покупаешь то, что «более-менее нормальное», а потом страдаешь, глядя на эту вещь, и винишь себя. Сейчас я, конечно, уже так не делаю и никогда не покупаю то, в чем не уверена на 100 %. Но желание попробовать что-то новое все равно осталось. Да и просто хочется иметь более вариативный гардероб, но не винить себя за то, что надеваю вещь пару раз в год. Аренда напрашивается сама собой».

NextGeneration 22

Российский стартап NextGeneration 22 — это сервис аренды детских вещей по подписке, что очень актуально, ведь только за первые два года жизни ребенок меняет восемь размеров одежды, а это около 280 предметов, большинство из которых используется всего 2–3 месяца.

В NextGeneration 22 можно оформить подписку по цене от 1300 рублей до 5870 рублей в зависимости от тарифа. Подписка предусматривает ежемесячную доставку коробки с качественными детскими вещами — от 3 до 10 штук. NG22 — это по сути «облачный гардероб», который постоянно обновляется и не занимает место в шкафу. Больше не нужно покупать вещи на вырост, можно выбирать только то, что нужно здесь и сейчас. Доставка вещей бесплатна, экохимчистка включена, а любую понравившуюся вещь можно выкупить по цене ниже розничной.

Vecher

Бюро аренды дизайнерский вечерних платьев и украшений Vecher появилось в Москве в декабре 2020-го и сразу заявило о себе шоу-румом на Петровке, главной улице всех любительниц шопинга.

Основательница сервиса Елена Казак считает, что ее проект сокращает расходы и время на поиски наряда для мероприятия, а также вдохновляет девушек на осознанное потребление, ведь дорогое платье, купленное ради одного выхода в свет, больше не будет пылиться у вас в шкафу. Vecher не только предлагает в аренду вечерние наряды от культовых дизайнеров, но и принимает наряды на агентское обслуживание. То есть ваши вечерние платья арендуют другие девушки, а вы получаете пассивный доход. Аренда наряда от Rotate, любимого бренда it girls, обойдется вам в 7000 рублей на 3 дня, а роскошное платье от Givenchy — в 22 000 рублей. К платьям можно подобрать украшения и изящную вечернюю сумочку. Вот только обувь приносите свою. По словам основательницы Vecher, аренда обуви — очень сложная история, ведь нет никакой гарантии, что туфли вернут в том же состоянии, что и брали.

В первую арендную коллекцию вошли наряды от Oscar de la Renta, Balenciaga, Alberta Ferretti, McQ Alexander McQueen, а также российских и грузинских дизайнеров. Пополнять коллекцию новинками планируется регулярно. Большинство вещей представлены в размерах S и M, но в будущем размерная сетка будет расширена.

Бренды тоже обыгрывают идею аренды, только немного иначе.

Из недавних ярких примеров подобных проектов — коллаборация Love Letter Levi's и датской марки Ganni. Вещи из коллекции нельзя купить, но можно арендовать за $55 в неделю. Коллекция состоит из трех предметов, все они сделаны из переработанных винтажных Levi’s. Каждая вещь имеет специальный ярлык NFC (Near Field Communication), который покупатели могут отсканировать, чтобы получить информацию о предыдущих арендаторах и узнать, откуда были получены материалы и как вещь была сшита. Все вещи доставляются в многоразовой упаковке RePack, каждый товар тщательно обрабатывается с соблюдением экологических норм этичного производства. Линейка стала продолжением проекта Ganni Repeat, который марка запустила в 2019 году. Он представляет собой программу аренды одежды на срок до трех недель. Раньше проект работал только в Дании, но в сотрудничестве с Levi’s Ganni распространяют его на всю Европу и Америку. При помощи коллекции Love Letter Ganni и Levi’s хотят привлечь внимание к проблеме перепроизводства одежды и рассказать людям об альтернативных возможностях — апсайклинге, переработке текстиля и аренде одежды вместо ее покупки.

«Идея заключалась в том, чтобы создать что-то, что носят многие, но что никому не принадлежит», говорит креативный директор Ganni Дитте Реффструп.

Такие популярные бренды, как Banana Republic, Scotch & Soda, American Eagle, Urban Outfitters и Ann Taylor уже запустили сервисы по аренде одежды. Подобный сервис в 2019 году предложила одна из крупнейших ретейл-компаний — H&M. С 1 декабря прошлого года H&M начал тестировать сервис по аренде одежды в своем флагманском магазине в Стокгольме. За $37 в неделю можно оформить подписку на приложение, в котором представлены коллекции 2012–2019 годов. Участники программы лояльности могут взять напрокат подборку юбок и платьев из коллекций бренда Conscious Exclusive, а также записаться на прием к стилисту, чтобы получить совет по поводу одежды, которую они планируют арендовать.

В том же 2019-м, спустя пару дней после запуска шеринга в магазине H&M в Стокгольме, шведская компания объявила о начале сотрудничества их дочернего бренда COS с китайской онлайн-платформой проката одежды YCloset. Совсем недавно COS объявили о том, что запускают собственную онлайн-ресейл-платформу. Проект будет запущен по всему миру уже в этом месяце и позволит клиентам покупать и продавать архивные вещи COS в отличном состоянии.

Летом 2020-го один из самых известных универмагов Великобритании Selfridges тоже сделал шаг в сторону осознанного потребления и запустил инициативу Project Earth, которая включала в себя сервис аренды в тандеме с британской платформой Hurr. Аренда платья на неделю обойдется клиенту в 65 фунтов. В пилотном проекте универмага также предполагаются услуги по ресейлу и ремонту одежды.

Откажемся ли мы когда-нибудь от покупки одежды вообще?

Можно ли представить себе общество, которое полностью перейдет от личного владения вещами к аренде? Скорее всего, такого никогда не произойдет. Все же одежда слишком интимная вещь, часть нашей личности.

Но уже сейчас очевидно, что если сервисы аренды одежды будут и дальше увеличивать свой ассортимент, предоставлять онлайн-доступ и удобную доставку с примеркой, расширять географию присутствия, то аренда станет отличной альтернативой для тех, кто хочет чего-то нового, но не уверен в покупке и не хочет мучиться чувством вины за потраченные деньги. В кризисный 2021 год легко понять, почему идея аренды одежды так соответствует духу времени.

Хочу закончить прекрасными словами Кэролин Мэйр, поведенческого психолога и автора книги «Психология моды»: «Вместо того, чтобы отрицать врожденное стремление человека к новизне, которое мы ассоциируем с удовольствием и вознаграждением, прокат одежды может дать нам необходимый выброс дофамина — то, что так необходимо в трудные времена. Мы быстро привыкаем к вещам, которые нам изначально понравились, и сила первоначального удовольствия со временем истощается. Мода процветает на нашей потребности в новизне, и поэтому аренда — и другие варианты, которые позволяют нам иметь «новое для нас», — отличная альтернатива для удовлетворения наших потребностей».

реклама
AD